Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Детская болезнь цинизма в политике. Кто вылечит?

ВОПРОС «Дня»<BR><DIV ALIGN=RIGHT><I>Что, по вашему мнению, стоит за атакой <BR>близких к Деркачу СМИ на секретаря СНБОУ? </I></DIV>
12 декабря, 2001 - 00:00


На днях в отечественной политике создан прецедент, который показывает, что предстоящая предвыборная кампания может быть беспрецедентно грязной. Секретарь СНБОУ Евгений Марчук подвергся особо циничной информационной атаке. Специфический «запах» акции был придан тем, что она якобы организована «по личной инициативе журналистов». Во всяком случае, такую, мягко говоря, не очень убедительную версию в интервью Интернет-изданию «Форум» (for-ua.com) высказал народный депутат Андрей Деркач. Показательно, что до сих пор не последовало реакции «старших товарищей» Деркача-младшего по партии и блоку. Комментарии Сергея Тигипко и Игоря Шарова «Дню» вчера получить не удалось: складывалось впечатление, что помощники защищали своих шефов от контакта, мотивируя это их отсутствием. В целом же ситуация очень похожа на задержку в развитии политического класса, — все та же вера во всесилие и безнаказанность грязных политтехнологий и неготовность к переходу на иные стандарты политической конкуренции. Странно также, что до сих пор нет публичной оценки этой акции со стороны главы администрации Президента и лидера блока «За единую Украину!» Владимира Литвина. В конце концов дело не в персоналиях, а в том, что задета репутация государства. Пока все выглядит так, будто весьма проблемные персонажи надеются спрятаться под крышей мощного политического блока, задекларировавшего себя как пропрезидентский. С предложением оценить происходящее «День» обратился к политикам и политологам.

Леонид КРАВЧУК , первый Президент Украины:

— Вполне естественно, что атакуют Евгения Кирилловича те СМИ, которые контролируются Андреем Деркачем. Последний является почетным президентом информационно-издательской группы «Телеграф». Ясное дело, они ставят те вопросы, при помощи которых хотят дискредитировать Марчука, но, к сожалению, эти попытки причиняют вред имиджу Украины.

Скажем, торговля оружием. Эти события я помню, как будто они происходили сегодня. Ко мне, как Президенту Украины, обращается фирма, которую возглавляет Стрешинский, с тем, что эта компания имеет соответствующие официальные поручения Нигерии — покупать оружие. Я пишу резолюцию Антонову (тогдашний министр ВПК и конверсии. — Ред. ), к тому времени была создана комиссия при Кабмине, прошу рассмотреть это предложение, потому что были трудные времена и в стране не было средств. Антонов и комиссия рассматривают этот вопрос. Но в это время Марчук, как руководитель СБУ, изучает, кто такой Стрешинский и информирует меня, как Президента, о том, что с ними не стоит иметь дел. Я соответственно отзываю свою резолюцию. Марчук и Служба безопасности делают все, чтобы лишить Стрешинского лицензии и запрещают его организации заниматься этим делом. Хочу подчеркнуть, что была запрещена официальная торговля оружием. Прекращается даже и торговля, которую вели другие страны через нашу территорию. Спрашивается, в чем вина Марчука или Кравчука? Мы определили эти вопросы и открыто отзывали необходимые документы. Тайно ничего не делалось.

Сейчас же все подается наоборот. Эти люди хотят создать имидж Украины, как государства, которое занимается продажей оружия странам, которые находятся в состоянии войны. Кому-то не нравится Марчук и они поднимают все — от Кравчука до Кучмы. Но представленную ими информацию опровергают документы, с которыми, к сожалению, не ознакомлены люди. Если они такие борцы за правду, то пусть представят Генеральному прокурору соответствующую записку. И если действительно подтвердится факт торговли оружием, то это нужно расследовать в закрытом режиме, ибо речь идет о серьезных делах. Эти силы якобы поддерживают Кучму и вместе с тем делают все, чтобы скомпрометировать всех президентов и Марчука, а главное — Украину в глазах мировой общественности.

Раньше они обо мне ничего не писали. Вдруг начали. Причина в том, что ко мне обратились представители одесского «Эксимнефтепродукта» с просьбой защитить национальные интересы, потому что за бесценок ($3 млн.) продается огромная структура, которая по международным измерениями имеет стоимость около $1 млрд. Как вы думаете, кто за этим стоит? Вот как раз те, кто все это пишет. Я начал заниматься этим делом с единственной целью — защитить интересы государства, не зная, что будут затронуты интересы Деркача. Я написал записку в Генеральную прокуратуру, и суд принял решение в пользу государства. Марчук также написал соответствующую записку, в которой сообщалось, что акции «Эксимнефтепродукта» незаконно передаются иностранным корпорациям. Следовательно, за этим всем стоят интересы бизнеса и карьеры. Подчеркиваю — доллары и карьера.


Вадим КАРАСЕВ , политолог:

Это политика не фактов, но факт нашей политики: все более распространяющийся жанр негативных политических кампаний, разрушения индивидуальных и коллективных репутаций. В данном случае, как мне показалось, «телеграфный» стиль атакующего журнализма (как, впрочем, и всего украинского) все-таки более ангажирован, пристрастен, и, стало быть, необъективен, по сравнению со своими зарубежными аналогами.

И еще одно наблюдение, которое, возможно, расширяет рамки данного рассуждения. Это связано с тем, что современная политика становится все более операционной, ее рациональный смысл начинают составлять спецоперации, всякого рода разработки, PR-технологии. «Классическая» политология, которая возникла как дочь социологии и философии, сегодня превращается в падчерицу стратегического анализа, планирования, точечных «спецопераций». В постсоветских — не стабильных институционально и дефицитных, с точки зрения политической этики — демократиях подобного рода «новая политика» проявляется особенно рельефно. «Кассетный скандал» годичной давности — тому подтверждение. Возможно, инерция последнего, а также запуск политических спецопераций в преддверии выборов, и является той стилизацией подачи и ангажемента фактов, которая просматривается в упомянутых СМИ.


Виктор МЕДВЕДЧУК , первый вице-спикер Верховной Рады Украины:

— Кампания по дискредитации секретаря СНБОУ выявляет традиционную болезнь украинской политики: решаются личные проблемы и отрабатываются личные напряжения за счет репутации государства и репутации органов власти. Понятно, что активация сейчас такой темы как торговля оружием и то как это делается, нанесет серьезный ущерб имиджу Украины. Если поведение людей, стоящих за этой кампанией, понятно и прогнозируемо, то совершенно непонятно молчание их коллег по партии и блоку. Публичная и четкая оценка такого рода «политтехнологий», особенно накануне выборов, могла бы свидетельствовать о готовности к честным и прозрачным выборам, а также служить предупреждением тем, кто готов накрыть Украину потоком информационных войн и «черного пиара».


Николай ТОМЕНКО , директор Института политики:

— Существует несколько объяснений этой ситуации. Во-первых, есть общеполитическая предвыборная ситуация, которая, в значительной степени, объясняет многие более мелкие конфликты между теми политическими командами, которые сложились вокруг блока «За единую Украину» и вокруг СДПУ(о). Понятно, что конкурентная борьба будет на одном электоральном поле, и то, что происходит по линиям Ахметов — Суркис, Марчук — Деркач, не является исключением, а станет правилом в ближайшие три месяца.

Во-вторых, есть давний профессиональный конфликт, связанный с борьбой определенных подходов и концепций работы СБУ. Ни для кого не секрет, что, скажем, Евгений Марчук и Леонид Деркач — люди с разным представлением о системе безопасности Украины, с разным отношением к организации СБУ. Вполне понятно, что Марчук, Радченко — с одной стороны, и Деркач, Деркач-сын или Вадим Рабинович — с другой, представляют абсолютно противоположные подходы и, соответственно, разное отношение к тому, как решать проблему «кассетного скандала» или другие дела. Эта линия конфликта всегда присутствует, но в определенные периоды становилась незаметной.

Третья проблема ситуативная. По моему мнению, многие молодые и энергичные олигархи действуют таким способом: когда они узнают о существовании спроса на дискредитацию того или иного политика (когда распространяется информация, что Президент склонен к принятию решения об отставке), то пытаются быть наиболее активными, чтобы помочь этому делу. Т.е. Андрей Деркач хочет доказать Президенту, что он готов сделать все. Поэтому размещение в конкретных медиа жесткой критики, направленной на деятельность СНБОУ, воспринимается лидерами этой группировки как содействие тому, что должно, по их мнению, произойти в ближайшее время.

Четвертое, о чем надо сказать. Я считаю, что существует одна тема, которая может изменить нынешнюю расстановку политических сил и повлиять на политический импульс украинской жизни, — это тема незаконной торговли оружием. Я думаю, что эта тема избрана, так как она наиболее резонансная в международном контексте, особенно после 11 сентября. Поэтому она наиболее пригодна для тех или иных кампаний по дискредитации. Это только фрагмент такой борьбы, которая, очевидно, будет разворачиваться после Нового года.


Зиновий КУЛИК , политолог:

— На мой взгляд, это типичный пример применения грязных политических технологий в предвыборный период. Казалось бы, прямого отношения этот информационный скандал к выборам не имеет, но известно, что в предвыборный период всегда обостряется противостояние, а у нас в Украине оно еще и имеет признак борьбы различных политико-финансовых кланов. В этом случае за атакой отмеченных СМИ на секретаря СНБО Евгения Кирилловича Марчука я вижу единственное: Евгений Кириллович был и остается довольно весомой фигурой на нашем политическом рынке. Немало политических сил, которые сегодня выступают самостоятельными партиями или блоками, не могут сформировать понятной для электората харизматической пятерки избирательного списка. И то, что Марчук еще не объявил своего намерения баллотироваться или не баллотироваться в депутаты ВР, не значит, что у политических сил нет к нему интереса. В некоторых СМИ уже прошли сообщения о том, что опять ведутся переговоры. Очевидно, тем силам, которые стоят ближе к народному депутату Андрею Деркачу, такие переговоры не нравятся. Они пытаются выбить из седла потенциального противника еще до того, как он определится, в каком политическом эскадроне будет возглавлять избирательную атаку.

С другой стороны, это вызывает определенное удивление, потому что такая информационная атака в пользу только недоброжелателям Украины. Мы уже неоднократно слышали — и не только от внутренних СМИ, а, скажем, от известного российского политического деятеля, депутата Илюхина — о том, что Украина поставляла оружие для чеченцев и талибов. С периодичностью приблизительно раз в два года это становится как будто очередной информационной сенсацией. Как правило, за этим ничего не стоит. Фамилии, которые называются в этих публикациях, известны уже 5 — 7 лет. И если эта информация была раньше известная и не поставлены в известность правоохранительные органы, то должна быть ответственность согласно действующего законодательства за недонесение информации о тяжком преступлении.

Очевидно, что ничего нового для осведомленных в этом нет. Для публики (электората) — это попытка сделать сенсацию из того, что уже давно «кануло в Лету», дискредитировав при этом политического тяжеловеса. Президент не реагирует именно по этой причине. Могу провести определенную аналогию: господин Пустовойтенко недавно сказал, что у него есть новая информация об обстоятельствах гибели журналиста Гонгадзе. Президент отреагировал однозначно — назвал это пустышкой и политическим заявлением, за которым ничего не стоит. Как лицо наиболее информированное в нашем государстве, он, на мой взгляд, понимает, что и за этим информационным нападением также ничего не стоит.

Вчера корреспондент «Дня» на конференции по «Социополису» задала вопрос по поводу информационной атаки и Евгению Марчуку:


Евгений МАРЧУК , секретарь СНБОУ:

— Это связано с тем, что аппарат Совета безопасности и я лично раскрыли технологию нанесения очень серьезных убытков государству. Эта провокация является многоэтапной, и лопнет, как и все предыдущие. Уже неоднократно атаки на меня организовывались именно тогда, когда по поручению Президента мы разбирались в сложных, часто коррупционных проблемах относительно государственных холдинговых компаний и совместных предприятий, беспорядков на железной дороге и в авиационной сфере и тому подобное. И так было всякий раз. Сейчас, в связи с тем, что я лично поднял вопросы о том, что несколько совместных предприятий используют несовершенство законодательства, а судебная система, к сожалению, им помогает. Т.е. они смогли избежать оплаты акцизов, налоговых сборов за 10 месяцев на 890 млн. грн. Мы поставили остро проблему в отношении попытки буквально «за копейки» прибрать к рукам стратегически важный для Украины объект — «Эксимнефтепродукт», стоимость которого, по оценкам зарубежных экспертов, достигает $1 млрд.

Я уже не хочу повторять, что ТРК «Эра» не заплатила несколько десятков миллионов гривен за аренду. Этих и еще нескольких таких примеров достаточно для того, чтобы понять: происходит освещение того, что очень долго находилось в тени. И то, что сошлись авантюристы с десятилетним стажем с нынешними, меня не удивляет. Они быстро находят друг друга, закрутив провокационную кампанию и испытывая меня на прочность нервов. У ее организаторов будут проблемы с моральным правом участвовать в парламентских выборах, даже в блоке, который возглавляет теперь В. Литвин. По их замыслу, кампания, организованная буквально за неделю до прохождения партийных съездов, должна, дискредитируя меня таким способом, создать мне политические проблемы в связи с началом де-факто избирательной кампании.

Все здесь довольно просто. Идет борьба властных структур и некоторых группировок, которые понимают, что их деятельность становится достоянием общественности. К тому же, эта провокация организована с целью отвлечь внимание от тех проблем, которые возникли непосредственно у ее инициаторов, ведь в Италии идет судебный процесс в отношении целой группы авантюристов. Т.е. эта встречная провокация должна отвлечь внимание от судебного процесса над их сообщниками. Прием известный.

Подготовили Наталья ТРОФИМОВА, Игорь ОСТРОВСКИЙ, «День», Дмитрий ЖИРЕНКО
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ