Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Девальвация «палатки»

Жертвы цинизма политиков — молодое поколение
25 сентября, 2007 - 19:14
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

«День» уже писал, что за неделю до выборов политические силы оккупировали стратегически важные площади столицы. Регионалы обосновались на Майдане, Блок Юлии Тимошенко выставил свои палатки на Софиевской площади. Вакантной пока остается лишь Европейская площадь. Но ее надолго не займешь — важная транспортная развязка. Из этих трех вариантов самая выгодная диспозиция — это, безусловно, Майдан.

И вот вчера стало известно, что суд отказался ограничить проведение акций на Майдане и других центральных площадях Киева. Партия регионов, которая подала наибольшее количество заявок на проведение акций, считает решение суда своим выигрышем.

Мы задали тот же вопрос, что и вчера, но на этот раз — региональным экспертам: возможен ли второй Майдан после выборов?

Анатолий МЕЛЬНИЧЕНКО , политолог, г. Житомир:

— К огромнейшему сожалению, второй Майдан после выборов возможен, потому что ставки сделаны очень высокие. И не только в смысле потери власти Партией регионов, потому что это вторичный вопрос. А вопрос, по большому счету, той инфраструктуры, которая была создана за последние, так сказать, посторанжевые годы, то есть когда работает нынешняя правительственная коалиция. И я думаю, что некоторые политики будут готовы перейти к самым радикальным мерам. Во всяком случае, у меня есть такие тревожные предчувствия. Тогда, наверное, будет второй Майдан, и сейчас к нему ведется сумасшедшая подготовка. В чем корни проблемы возникновения второго Майдана? Потому что идет война — в украинских реалиях я использую это слово без кавычек, потому что у нас не принято, как в цивилизованных странах, чтобы те, кто проиграл избирательную гонку, приветствовали победителей и уходили в цивилизованную оппозицию, а жизнь продолжалась и для граждан, и для общества, и для политиков. Война идет, по сути, за те ресурсы, которые остались в нашем бедном государстве. На карту ставится все или почти все. И существует такая гипотетическая проблема, как непризнание результатов выборов. Думаю, что вероятность фальсификаций будет скорее предлогом для этого. Технологические фальсификации, наверное, будут, манипуляции со списками избирателей, например. Но на сегодняшний день и действующее законодательство, и многопартийность участковых избирательных комиссий, и наличие наблюдателей делают невозможными масштабные злоупотребления. И для этого существуют международные организации, суды. Думаю, что не будет автобусов, которые будут возить «нужных» избирателей от участка к участку, не будет массовых вбрасываний бюллетеней. То, что на востоке Украины будет доминировать одна политическая сила, а на западе другая — это возможно. Но приписки голосов я исключаю, потому что это уголовное действие. И если найдется хотя бы один принципиальный член участковой избирательной комиссии и один наблюдатель, являющийся настоящим гражданином этой страны, то такой вариант не проходит.

Еще о реальных причинах нового Майдана. Например, побеждает Партия регионов, и они вместе с коммунистами будут иметь около 240 депутатов. Тогда другая политическая сила может на первом организационном заседании не зарегистрировать своих 150 депутатов, избранных 30 сентября, и тогда Верховная Рада действительно по Конституции является неполномочной. В случае, что также вероятно, если побеждают «оранжевые» силы, проведя в парламент где-то за 240 депутатов, противоположная политическая сила, та же Партия регионов, которая однозначно возьмет более 150 мест в Верховной Раде, может не зарегистрировать своих депутатов. Тогда Верховная Рада не может начать работу. И это является реальной угрозой для парламентаризма в Украине. Международные наблюдатели могут сказать, что были незначительные нарушения, но выборы были демократическими. Но никто не сможет заставить, никакая сила, никакой суд собраться новый парламент — вот в чем проблема. И поэтому готовятся такие масштабные мероприятия, которые призваны поднять народ, эти процессы идут, идет довольно оживленная и методичная организационная подготовка, и на нее не будут жалеть ресурсов, прежде всего, финансовых. Думаю, что заявления Виктора Януковича прямо с этим связаны.

Конечно, отмеченное говорит о том, что мы еще далеко не являемся демократической страной, и что у нас еще не развита степень гражданского общества, которая делает невозможными подобные процессы. Особенно относительно манипулирования общественным сознанием, потому что они именно на такую манипуляцию и рассчитаны.

В гражданском обществе, когда уровень политической культуры избирателей высокий, такое не проходит, потому что они знают об этих манипуляциях и их цене. А в посттоталитарном украинском обществе они возможны. Здесь задействованы крупные финансовые ресурсы, и это очень опасные вещи как для государства, так и для общества. Ответ на вопрос, отдаст ли Партия регионов власть, зависит от результатов выборов. И мы живем в глобализированном мире, в Украине существуют независимые средства массовой информации, а интернет стал распространенным явлением, поэтому в долговременной перспективе акции протеста невозможны. Все будет решаться на игре нервов и иметь кратковременный характер — возможно, несколько недель, максимум месяц. В том числе из-за больших финансовых расходов и вопроса, кто их будет нести. Но самый главный фактор, который будут учитывать любые политические силы, это внешнеполитический. Это фактор России и фактор Западной Европы. На вопрос, согласится ли Россия на потерю власти дружественной политической силой, можно ответить, что стратегическое размещение Украины на политической карте Европы и мира таково, что долговременный политический кризис в ней, который будет к тому же иметь какие-то социальные последствия, и для России, и для Западной Европы не приемлем. В случае затягивания кризиса будет давление, в том числе со стороны России, поскольку она зарабатывает основные деньги за счет продажи энергоносителей на Запад, а Украина является их транзитером.

Николай ВАСЬКИВ , профессор Каменец-Подольского государственного университета:

— Во второй раз повторяемая история превращается, как утверждают великие люди, в фарс. Видимо, что-то подобное ожидает второй Майдан, кто бы его не стремился организовать — «бело-синие» или «оранжевые». Уже во время различных акций в течение весны-лета в этом году фарс ярко бросался в глаза: платные манифестанты в том и этом лагере (отдельные из них успевали получить за день деньги в двух лагерях), их немногочисленность, вялость действий «по долгу», отсутствие понимания, ради чего собрались (тернопольчане, которых привезли как регионалов, утверждали, что их собрали выступать, «чтобы не было коммунистов»), и попытка спрятаться от телекамер, чтобы, Боже упаси, не увидели знакомые или родственники. Как здесь не вспомнить настоящий Майдан, когда глаза его участников горели высоким осознанием собственной идейности, готовностью к самопожертвованию, а каждый стремился хотя бы на секунду попасть на экраны, чтобы видели в родном селе, городке, городе.

Конечно, можно «рекрутировать» за деньги киевских учеников и студентов, привозить их из регионов, но ими Майдан не заполнишь, потому что, сделав отметку у «десятника» или получив деньги, они имеют склонность быстро и незаметно растворяться в пространстве. И вовсе напрасными выглядят надежды на массовые круглосуточные пикетирования, ночные дежурства. А вдруг для этого погодные условия будут неблагоприятны? Чтобы терять здоровье за какую-то сотню или две сотни гривен?.. Пусть, мол, политики сами идут и мерзнут или мокнут на улицах. На «оранжевом» Майдане было чрезвычайно много представителей различных регионов Украины и даже из-за границы. В их доминировании на киевском майдане Незалежности убеждали транспаранты с названиями населенных пунктов и регионов, соответствующими лозунгами. Приезжие манифестанты чуть ли не сутками стояли перед сценой Майдана, стремясь попасть в кадр. Но действительно многолюдным, заполненным до краев Майдан становился под вечер, когда к нему подтягивались сотни тысяч киевлян. Именно они были незаметной на первый взгляд, но настоящей силой всех акций. И здесь у регионалов, как говорят, «не сложилось», потому что поддержки в столице у них практически нет. А среди тех нескольких процентов киевлян, которые на их стороне, найдется очень мало желающих выйти на улицы (разве что за большие деньги), потому что в столице «немодно» поддерживать партию Януковича — достаточно того, что обожглись на Черновецком. Политической же моды в Киеве стремятся придерживаться.

И уже совсем наивно надеяться на массовую поддержку рядовых киевлян и бизнесменов разного уровня, которые в 2004-м теплой одеждой, питанием, домашним уютом и возможностью получить водные процедуры, отдохнуть самоотверженно помогали участникам Майдана. Возможно, на организацию настоящего, не бутафорного, Майдана действительно пошли миллионы Березовского и других тайных кукловодов, но без массовой поддержки жителей всей Украины и особенно Киева акции, очевидно, через три-четыре дня потихоньку пошли бы на убыль.

Второй Майдан невозможен, прежде всего, из-за отсутствия той критической массы недовольства, которая накапливалась годами посткомпартийного кучмизма. Нужна была только спичка. И ею стало бесстыжее шельмование народного волеизъявления в ходе президентской кампании.

Владимир ПРИТУЛА, политолог, Крым:

— Шум «бело-синих» о возможных фальсификациях, преждевременный захват ими Майдана — это одна из технологий самозащиты, способ отвлечь внимание общества от собственных методов достижения победы и попытки сконцентрировать его внимание не на себе, а на других участниках выборов. Именно такими методами пользуются в цирке фокусники для того, чтобы привлечь внимание зрителей, например, на движения ног, а в это время выполнить незаметное движение руками. Именно так сейчас действует Партия регионов, — они проводят пресс-конференции, делают заявления, пишут обращения, имитируют «обличительные акты», надеясь, что избиратели уже забыли, кто именно был лидером фальсификаций на прошлых выборах, и что попытка перекупить 300 депутатов — это и была попытка постыдной и масштабной фальсификации, которая была остановлена указом Президента о роспуске Верховной Рады.

Именно поэтому Майдан после нынешних выборов невозможен в принципе. Вспомните, какими смешными были потуги «бело-синих» свезти людей в Киев во время президентских выборов, «бело-синий» майдан был просто фарсом, бледной копией настоящего народного Майдана, который руководствовался идеалами, а не деньгами. Майдан-2, собранны «бело-синими» во время парламентских выборов, опять же был фарсом, потому что история дважды не может повториться. Поскольку идеалы «бело-синих» не изменились, поскольку их целью до сих пор является не народовластие, а только захват власти для своего клана любыми методами, — а об этом свидетельствует и недобросовестная реклама, которую они используют в нынешнее время, — поэтому настоящий народный Майдан-3 невозможен. Кроме того, «бело-синие» напрасно так предусмотрительно захватывают майдан Незалежности, потому что если у народа возникнет настоящая потребность нового настоящего Майдана, то он может собраться где угодно, на любой площади, в любом городе, и это нисколько не преуменьшит его значения и результата.

Считаю, что ни у «бело-синих», ни у «оранжевых», ни у «белых» после выборов не будет шансов созвать новый Майдан, а после выборов они сядут и будут банально договариваться о дальнейшей работе в парламенте. Конечно, отдельные силы на время таких переговоров могут чисто технически собрать подобие Майдана и вести переговоры якобы под его давлением, параллельно добиваясь победы в судах. Такой «технический» майдан может быть использован в качестве одного из аргументов на тех переговорах, но цену таким «майданам» знают уже и избиратели, и политики.

Валерий ДАНИЛЕВСКИЙ, политолог, г. Донецк:

— На мой взгляд, даже сам ход этой кампании продемонстрировал, что финансовые ресурсы Партии регионов заметно истощились. Штабы партии и ее активисты сегодня финансируются крайне слабо, потому что основные средства ушли на «майданы», прошедшие до выборов. Так что после выборов организовать очередной «майдан» Партия регионов уже не сможет — у нее элементарно не хватит на это денег. Впрочем, дело не только в деньгах — сегодня в стране налицо общая апатия и абсолютное равнодушие, которое царит в лагере сторонников регионалов. Поэтому даже если предположить, что у них будет повод выйти на акцию протеста, они не захотят этого делать — все уже устали и от выборов, и от этой борьбы, и вообще от неспокойной обстановки в стране. Вот даже если судить по одному только Донбассу. Здесь люди уже не так единодушно настроены поддерживать Партию регионов. Если раньше, грубо говоря, в нее записывались целыми заводами, то сегодня уже ползавода выбирают другие силы. Безусловно, Партия регионов в таких условиях не захочет просто так отдавать власть, однако сама организация акции протеста может провалиться — люди на нее просто не придут. Сегодня уже очень многие в Украине понимают: тот, кто получит победу на этих выборах, тот по праву и должен править в стране. Победителей не судят, поэтому все протесты, оспаривания в судах результатов выборов и «майданы» попросту нереальны. Украинцы давно хотят видеть у власти одну команду, которая бы правила долгий период, двух-трехвластие, которое у нас сегодня наблюдается, уже всем надоело.

Ну а что касается настроения самой Партии регионов... Ни для кого не секрет, что в ней достаточно много прагматиков и реалистов, и они понимают: как бы им ни хотелось сохранить власть за собой, в этот раз это может уже не удаться. Они знают, что после прошлых выборов они получили власть фактически случайно — благодаря Морозу, и в этот раз такого уже не будет. Хотя, конечно, я прогнозирую, что Партия регионов и в этот раз может оказаться на первом месте по итогам выборов — но она возьмет больше всех голосов только как партия, а вот большинство ей создать в очередной раз просто не удастся.

Подготовили Валерий КОСТЮКЕВИЧ, «День», Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, Анна ХРИПУНКОВА, «День», Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ