Происходящие в мире динамичные изменения не могут не отражаться и на двухсторонних отношениях. Тем более между государствами, имеющими общую границу и чьи связи сплелись воедино в силу разных причин. Современные отношения Украины и Польши характеризуются довольно неоднозначными процессами: проблемные моменты в них граничат с заявлениями о поддержке и стратегическом партнерстве. С мая следующего года Польша становится полноправным членом Европейского Союза, со всеми вытекающими отсюда последствиями — необязательно только негативными. Следующая (после Одессы, вчера и сегодня) встреча президентов Украины и Польши запланирована на 11 июля. Она должна пройти в Луцке, где будет отмечаться 60-я годовщина трагических событий на Волыни, получивших широкий резонанс в обеих странах. Сам по себе непростой вопрос чествования памяти жертв превратился в политический. Нахождение приемлемой для обеих сторон формулы отмечания годовщины трагедии стало очередной, но не единственной проблемой в украинско-польских отношениях. Требования ЕС к своим новым членам относительно безопасности на границах приводят к неминуемому введению визового режима, а это бьет по интересам украинцев. Проблемы отношения поляков к украинцам вообще, проблемы украинцев-«заробитчан», которые пытаются «подработать» в Польше, будучи безработными в Украине, не надуманные. Время от времени возникает впечатление, что у государственных органов двух стран просто «руки еще не дошли» до решения, скажем, проблемы трудоустройства с определением определенных квот, возможностей, прав и обязанностей сторон в соответствии с нормами права ЕС. В последние дни к традиционному набору тем украинско-польских отношений добавился еще вопрос общей ответственности за международную безопасность — так представители Киева и Варшавы характеризуют предстоящую миссию украинской бригады под польским командованием в Ираке. Другая тема — перспективное участие в проектах обеспечения альтернативных поставок энергоносителей на европейский рынок, которая, кажется, наконец сдвинулась с места, несмотря на украинские, российские и европейские нюансы.
ЕВРОПЕЙСКИЙ «АДМИНРЕСУРС»
Седьмого-восьмого июня Польша выиграла референдум о вступлении в Европейский Союз. Внимание, которое вызвал этот референдум, объяснялось многими обстоятельствами. В соответствии с данными социологических опросов, уровень поддержки населением вступления страны в ЕС за последние несколько лет, с того момента, когда было подписано «европейское соглашение» и до окончания длительных тяжелых переговоров резко снизился: от приблизительно 80% в середине 90-х до едва 60% в этом году. В то же время, по результатам последних парламентских выборов в Сейм вошли популистские силы, сделавшие ставку на откровенно «антиевропейский» курс — «Самооборона», Лига польских семей, ПСЛ (крестьянская партия) и другие. Рост их удельного веса в польской политике, обусловленный внутренними проблемами страны, выглядит устойчивой тенденцией. Агитация накануне референдума рассказывала поляку и о плюсах присоединения страны к «европейскому клубу» (приобщение к ресурсам, огромные возможности для развития страны), и об ужасах (грубо говоря, «придут немцы и отберут дом, потому что когда- то он принадлежал им», или же Польша станет похожа на Украину или Беларусь в случае голосования против). Таким образом эксплуатировались распространенные в польском обществе опасения, на которые накладывались — рост безработицы (сейчас, по некоторым данным, ее уровень составляет до 25 процентов), некоторое снижение темпов экономического роста. Наибольшее количество голосов против дали «депрессивные регионы» на востоке страны, то есть те, которые граничат с Беларусью и Украиной, где проблемы переходного периода все еще чувствуются больше всего. «Поляки — непредсказуемый народ». Подобное мнение распространено и на Западе Европы, и в Украине, и в аналитической среде самой Польши. В этих условиях то, что почти 59 процентов поляков пришли на избирательные участки, и то, что 77 процентов из них проголосовали за — можно действительно считать победой. С одной стороны — победой поляков, которые нашли в себе мужество посмотреть немного вперед, на перспективу. С другой — личной победой президента Александра Квасьневского, мандат которого заканчивается через полтора года.
Квасьневский в течение двух сроков своего правления пытался позиционировать себя как современного европейского левого лидера. Его властные полномочия — наиболее существенные среди государств к западу от Украины. Он многому научился, пройдя путь от одного из лидеров коммунистического молодежного движения в «те времена» до президента новой страны. Его заслугой можно считать процесс вступления Польши в НАТО (1999 год), возможно, еще большей заслугой — что, несмотря на немалые внутренние проблемы страны, отпали сомнения в необходимости ее принятия в ЕС. Квасьневскому пришлось делать нелегкий политический выбор между «старой Европой» и Соединенными Штатами, от которого Польша, во всяком случае пока, явно не проиграла. Другой вопрос — как это будет выглядеть в долговременной перспективе, какую цену за это придется платить. Пока что тесное сотрудничество с Соединенными Штатами обернулось для Польши еще до иракских событий большим инвестиционным контрактом, который оценивается приблизительно в $12 млрд.
Частью этого соглашения являются закупки Польшей американских боевых самолетов F- 16, что вызвало, мягко говоря, неодобрительную оценку Франции. Очевидно, что постиракское развитие может прибавить перспективных возможностей, и не только для Польши — в принципе, у Украины есть шансы подключиться.
Эпоха Квасьневского заканчивается тем, что в польском политикуме назревают серьезные перемены. Еще в позапрошлом году фактически сошли с политической сцены тогдашние правые силы — в Сейме больше не представлены ни «Акция выборча Солидарность», ни «Уния свободы». «Гражданская платформа», новая правоцентристская сила, характеризуется довольно быстрым ростом, но силу, необходимую для серьезной борьбы за власть, она еще не набрала. Существует угроза раскола и для левых сил. Союз левицы демократической, который и дал президента Квасьневского, а также нынешнего премьер-министра Лешека Миллера, не един. Противоречия между президентом и премьером ни для кого не секрет, региональные «бароны» партии пока что не говорят вслух ни о внутреннем кризисе, ни о том, кого и как они будут поддерживать. Политика, чей авторитет мог бы сравниться с показателями Квасьневского, пока что не видно. Миллер на днях давал показания по делу так называемой «аферы Ривина». Афера заключается в том, что известный продюсер Лев Ривин предлагал главному редактору «Газеты Выборчей» Адаму Михнику дать ему взятку в $17,5 млн. за улаживание дела, в результате которого компания «Агора», владеющая «Выборчей», могла бы купить спутниковый канал. Само по себе это дело, широко обсуждаемое в польских масс-медиа, ударило по репутации правительства, не причинив большого вреда ни авторитету Михника, ни авторитету Квасьневского. Но на результатах ближайших выборов это не может не сказаться.
ВОЛЫНСКАЯ БОЛЬ
Годовщина трагических событий на Волыни продолжает находиться среди тем-лидеров в польской прессе. Справедливости ради стоило бы заметить, что изменился тон публикаций, тон выступлений политиков. Уже нет безапелляционных заявлений о том, что Украина обязательно должна извиниться, вместо этого дискутируется формула «прощаем и просим прощения», впервые предложенная польскими епископами в обращении к немецким коллегам в 60-х. Уже не говорится об УПА как о пособниках немецких фашистов (такими заявлениями отличался ранее, в частности, шеф бюро национальной безопасности Польши Марек Сивец). Министр иностранных дел Польши Влодзимеж Цимошевич, семья которого родом из Волыни, шеф бюро национальной безопасности Марек Сивец в своих интервью «Дню» говорили, что речь идет прежде всего о том, что правду нельзя скрывать, что нужно отдать дань памяти жертв, что нет народов, которые бы имели только светлые страницы в своей истории. И с этим стоит согласиться. «У нас — и украинцев, и поляков — есть общая черта: синдром невинной жертвы. Мы исторически убеждены в том, что мы для всех были хорошими, а нас обижали. Это не правда ни в отношении поляков, ни в отношении украинцев», — так говорил «Дню» Адам Михник. «Мы присвоили себе видение Сенкевича: украинец — это убийца», утверждал в недавнем интервью «Газете Выборчей» Яцек Куронь. По его словам, «не стоит удивляться, что не понимаем, почему оккупированные не восхваляют оккупантов». Исторические стереотипы взаимного восприятия уже слишком сильно сказались на другом деле — проблеме львовского кладбища польских Орлят, где польская сторона безапелляционно настаивала на надписи на памятнике погибшим, текст которой был неприемлем для украинцев. При этом в обоих случаях проблема возникла не с точки зрения необходимости увековечения памяти, но из- за чрезмерной политизации вопроса и, возможно, попытки политиков использовать в свою пользу настроения общества. Яцек Куронь — едва ли не единственный в сегодняшней Польше, кто призывает подойти к делу трезво, учесть, каковы были причины волынской трагедии.
Жертвами на Волыни были и украинцы. И дело вовсе не в том, чтобы сравнивать количество жертв. Для многих поляков тема причин трагедии, того, что поляки далеко не благородно вели себя и при Пилсудском, и во время гитлеровской оккупации, и ранее, и позднее, в Польше — негласное табу.
Позитивным моментом в этом вопросе может быть то, что парламенты двух стран, хотя и не без трудностей, похоже, согласовали текст совместного заявления. Позитивным моментом является осознание того, что разница во взглядах не должна разделять — таково было содержание одной из последних статей «Выборчей». Безусловно, позитивным будет, если общества и политики обеих стран смогут переступить через сегодняшний день, через стереотипы, осознавая, что история должна оставаться историкам.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС
«Мы поддерживаем Украину не потому, что имеем сантименты, но потому, что имеем политический интерес». Такой вывод сделал два месяца назад на конференции в Вашингтоне Адам Михник, неравнодушный к Украине, и это правда. Ни один из польских руководителей последних лет не скрывал, что для Варшавы критически важно существование независимой демократической Украины. Президент Квасьневский был едва ли не единственным государственным лидером к западу от Украины, кто общался с Леонидом Кучмой во времена дипломатической изоляции Украины («кассетный скандал», «дело Кольчуг»). Варшава едва ли не единственная в Европе заявляла о поддержке стремления Украины стать членом НАТО и Европейского Союза. Для этого даже кое-что делалось — в частности, в конце прошлого года в МИД Польши был разработан так называемый non- paper, документ для обсуждения с представителями структур Европейского Союза и стран-членов ЕС о «восточном измерении» политики ЕС после его расширения. Некоторые элементы этого документа учитываются при подготовке в ЕС политики в отношении «новых соседей» — Украины, Беларуси, Молдовы.
Польша уже не первый год декларирует заинтересованность в создании транзитного пути для каспийской нефти по маршруту Одесса — Броды — Гданск. Этой теме также будет уделено большое внимание как президентов, так и других участников одесского форума. Обращает на себя внимание то, что с польской стороны заметное движение началось после того, как о своей заинтересованности заявили сначала Соединенные Штаты, потом — Европейский Союз. В Украине же еще продолжаются дебаты по поводу «реверса», что может просто похоронить проект.
Украинско-польский миротворческий батальон уже послужил делу урегулирования на Балканах. Теперь военные двух стран получают возможность расширить опыт: украинская бригада войдет в состав международной дивизии сил стабилизации в Ираке. Дивизия будет дислоцироваться в «польском» секторе ответственности в Ираке, ее командиром будет поляк. В Варшаве в то же время не скрывают, что именно решение Украины о направлении своей бригады в польский сектор является ключевым для успеха польской миссии в Ираке в целом. Польша направит около 2200 своих военных в дивизию, Украина — 1800. Опыт и ресурсы подобных операций, наработанные в Украине, считаются более мощными, чем имеющиеся у Польши. Но Польша способна привлечь помощь со стороны США и стран НАТО. Несомненно, дивиденды, которые в результате получат Польша и Украина, будут разными. Польша, рискнув, получила шанс стать игроком «первой лиги», и с этой ролью еще предстоит научиться справляться. Украине нужно вернуться на мировую арену, и другого шанса могло и не представиться.
Для самоутверждения Варшаве необходимо иметь точку приложения собственных усилий. Такой точкой выступает сегодняшняя Украина. Со стороны польских политиков участились заявления, из которых следует, что Польша хотела бы стать для Украины чем-то подобным тому, чем была Германия для самой Польши. Между тем, в несколько, возможно, эйфоричном запале забывается, что позиции и возможности Польши и Германии отнюдь не равны. И именно поэтому в Киеве весьма приветствуют попытки Варшавы высказаться в пользу Украины, однако с некоторым юмором относятся к попыткам найти «младшего брата».
ВИЗЫ И ЛЮДИ
Возможно, первым примером того, что Польша по-настоящему еще не готова играть избранную ею роль, стал вопрос виз. Требование ЕС об усилении «общей восточной границы» понятно, хотя можно и нужно спорить с причинами этого. Жесткий визовый режим с Украиной как со страной транзита для нелегальных мигрантов не может служить настоящей причиной хотя бы ввиду того, что большинство нелегалов попадает в Западную Европу из стран, которые или не имеют визового режима с ЕС, или были когда-то колониями больших империй и имеют упрощенный вариант получения виз. В конце прошлого года датой введения визового режима для украинских, белорусских и российских граждан для въезда в Польшу было объявлено 1 июля этого года. На днях МИД Польши заявил, что эта дата переносится на 1 октября, учитывая интересы польских граждан, «которые выезжают в эти страны на отдых». Утверждалось также, что польские службы готовы ко введению виз. Именно это вызывает большие сомнения. Ведь на самом деле количество поляков, выезжающих на отдых в Россию, Беларусь, Украину незначительно. Еще на прошлой неделе польские службы не могли дать точный ответ на простой вопрос — когда начнется выдача виз, каких именно виз, по какой процедуре? Обещанные новые консульства Польши в Украине в Луцке и Одессе до сих пор не открыты. Информация об обстоятельствах того, каким образом будут реализовываться договоренности президентов о безвизовом режиме для поляков и бесплатных визах для украинцев, практически отсутствует.
Ситуацию несколько прояснил на прошлой неделе Марек Сивец во время своего визита в Киев. Он, в частности, сказал, что выдачей виз в Украине будет заниматься 150 человек, что даст возможность выдать еще в этом году около 550 тысяч виз.
Статистика прошлого года зафиксировала более 6 миллионов пересечений украинско- польской границы. На самом деле количество людей — значительно меньше, потому что в пограничных регионах очень часта ситуация, когда люди пересекают границу для мелкой торговли несколько раз в день. Но и тогда разрыв между реальными потребностями и возможностями выглядит слишком большим. Уже сейчас представители научных сообществ, эксперты заявляют, что на самом деле визовый режим очень сильно ударит прежде всего по программам научных обменов, обменов между школами и другими заведениями, которые работают с детьми и подростками, по возможностям общения между интеллектуалами, культурными центрами. Наиболее тяжелыми будут, как считают обе стороны, первые несколько месяцев действия визового режима.
Исследование, проведенное в прошлом году по заказу британского Департамента международного развития (DFID) засвидетельствовало, что наиболее от введения визового режима пострадают жители пограничных регионов, торгующие мелким товаром (прежде всего, папиросами, алкоголем), а также те, кто закупает в Польше товары мелким оптом. Это, утверждается в исследовании, произведет не столько экономический, сколько социальный эффект. В такую торговлю сейчас вовлечено, по приблизительным подсчетам, до 250 тысяч человек.
Из поля зрения выпускается другой момент. По данным польских экспертов, в пограничных регионах Польши 4—5 млн. человек так или иначе живут с пограничной торговли, которая безусловно, сократится в связи с введением визового режима. Похоже на то, что окрыленные европейскими перспективами, польские власти к перспективе решения этой проблемы еще не приступали.
Исследование, проведенное в прошлом году по заказу польского Фонда имени Стефана Батория, показало, что мнения поляков относительно виз разделились: 40 процентов выступает за ограничительный характер визового режима, столько же — за легкодоступные визы для украинцев. Поляки убеждены, что с визами уменьшится уровень преступности, «балаган» на границах.
Проблема украинцев-«заробитчан» в Польше также должна рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, существует тяжелая ситуация в Украине, и во- вторых, их труд в Польше востребован. Над решением этой проблемы также еще фактически не работали. Между тем, количество украинцев, нелегально работающих в Польше, оценивается в 250—300 тысяч человек. «День» публикует неутешительные воспоминания одной из «заробитчанок», которой не повезло с работодателем. По данным социологических опросов, поляки оценивают украинцев как хороших работников. Исследования также указывают на то, что количество украинцев, ищущих работу в Польше, существенно не изменится.
На крупный бизнес введение визового режима практически не повлияет, но количество туристов может сократиться на треть.
Что же касается отношения поляков к украинцам как к народу, то оно красноречиво иллюстрируется результатами опроса, проведенного Центром исследований общественного мнения (CBOS) в январе этого года: 22 процента опрошенных заявили о симпатии к украинцам, 48 процентов — об антипатии. Впрочем, за десять лет наблюдается тенденция увеличения тех, кто украинцам симпатизирует. Но при этом все равно меньшей симпатией поляков, чем украинцы, пользуются только сербы, румыны, цыган и арабы. Показательно, что наибольшие симпатии в Польше вызывают американцы (58 процентов опрошенных).
Итак, президентам и народам есть что решать. Соседские отношения никогда не бывают простыми. Сейчас же речь идет об изменении качества одного из партнеров, а значит, и изменении качества отношений. На каковые продолжают по-разному влиять и исторические стереотипы, и вызовы современности, и просто прагматичный расчет.
Вчера в Одессе началась рабочая встреча Президента Украины Леонида Кучмы и Президента Польской республики Александра Квасьневского. В течение дня президенты в личной беседе обсудили вопросы взаимодействия, приняли участие в работе второй Конференции глав руководителей регионов Украины и Польши, встретились с главой одесской облгосадминистрации Гриневецким, совершили пешую прогулку по улицам Одессы, посетили музей морского флота. В своем обращении к делегатам украинско-польской конференции Президент Кучма заявил: «Варшава всегда может рассчитывать на надежного партнера в лице Украины. Это относится и к сотрудничеству на региональном уровне в рамках таких многосторонних объединений, как Центральноевропейская инициатива и «Рижская инициатива» Президента Александра Квасьневского». Президент Польши Квасьневский не остался в долгу и заверил своего коллегу и всех участников конференции, что вступление Польши в ЕС не должно отдалить ее от Украины: «Не будет никаких занавесов, даже из самых тонких тканей, между нами». А. Квасьневский подтвердил, что визовый режим будет введен с 1 октября сего года. Для граждан Украины визы будут «бесплатными, долгосрочными и максимально доступными». Сегодня в Одессе будет открыто генеральное консульство Республики Польши, сообщает Елена АСТРАХОВИЧ, «День». Вчера же в Одессе был торжественно открыт шестой Экономический Форум «Украина—Польша». Завтра президенты примут участие в его заключительном заседании.