Новый министр выступил с новацией: все в сад. Детский. Детские сады обычно не пользуются любовью своих маленьких обитателей. Один только дневной сон уже способен внушить малышу неприязнь к слову «садик», не говоря уже о том, сколько слез проливается в молоко «с пенками» и постный, пахнущий столовой, борщ. Потому взрослые, вспоминая собственные «детсадовские» годы, обычно не слишком спешат отправлять туда свое чадо, отдавая предпочтение бабушкиному уходу или работе гувернантки. Тем временем такая «домашняя» практика может быть запрещена на законодательном уровне. Сегодня в Министерстве образования и науки разрабатывается законопроект, предусматривающий обязательное дошкольное образование. Как сообщает Интерфакс-Украина, министр образования и науки Святослав Николаенко рассказал, что в законопроекте будет значиться следующий пункт: «дети с пятилетнего возраста хотя бы один год в обязательном порядке будут посещать дошкольное учебное заведение» . По словам министра, на сегодняшний день в Украине только 52% дошкольников посещают детские сады, причем в западных областях этот показатель еще меньше. В пример украинцам министр поставил... Беларусь, где в дошкольных учреждениях образования воспитываются 85% детей дошкольного возраста. С.Николаенко отметил, что есть альтернатива воспитанию ребенка в детском саду — гувернантка, которая занимается с ним индивидуально, но, по словам министра, уровень подготовки и опыт многих из таких воспитателей «вызывают сомнение».
К слову, вызывают сомнение также уровень подготовки и опыт воспитателей из детских садов. Заместитель начальника Управления образования и науки по дошкольному воспитанию КГГА Николай Грицан отказался прокомментировать «Дню» техническую и моральную готовность детских садов воспитывать наше подрастающее поколение.
Интересно, что главной целью дошкольной подготовки, по мнению министра образования, должна быть именно подготовка к школе. «Ситуация, когда одни дети приходят в школу, умея читать, писать и считать, а другие даже не могут выразить свою мысль, приводит к тому, что дети отстают с первого класса. И если на этом этапе у ребенка не будет достаточно знаний, уже никакой учитель не сможет ликвидировать такое неравенство», — сказал министр, отметив, что именно поэтому «мы должны сделать все, чтобы детский сад работал».
Понятно, что у детского сада, как и у воспитания на дому, есть свои плюсы и минусы. Пугает не это. Настораживает слово «обязательно» в речи министра. Детский сад грозит стать чем-то вроде «армии» для малышей, в которой из них должны сделать настоящих школьников.
«Любое массовое воспитание не предполагает индивидуального подхода, — поделилась своим опытом мама троих детей, врач и певица Ольга Богомолец. — А ведь именно до шести лет в ребенке нужно развивать личность, давать ему морально-этическое воспитание. Ответственность за такое воспитание несет семья и, в первую очередь, мать. А в школе можно получить только количественные знания, морально-этические предметы там не преподаются со времен царской России. Зачем требовать от шестилетних детей знания основ математики и иностранных языков? До пяти лет закладывается базовая основа личности. Ребенка нужно воспитывать, а не перегружать знаниями, которые он сможет получить и потом. Кроме того, первые три—четыре года очень важно беречь здоровье ребенка. Ведь все схваченные в этот период болезни впоследствии станут хроническими. А заболеть в детском саду намного проще, чем дома. Воспитательница все равно за всеми не уследит. Словом, ребенок должен воспитываться дома. Только так возможно дать ему концептуальное воспитание».
Как рассказала «Дню» кандидат психологических наук Ирина Головнева, вводить обязательное дошкольное образование можно лишь в том случае, если его система будет кардинально изменена. В частности, должна быть широкая вариативность учреждений дошкольного воспитания, чтобы родители и ребенок могли выбрать подходящий для себя график. Должны быть как детские сады полного цикла — круглосуточные, так и двух-трех дневные. Ведь для того, чтобы подготовить ребенка к общению в коллективе, не обязательно держать его в детском саду целый день. Также возможно распределение детей в садики по интересам — ведь они проявляются у детей очень рано. Еще один очень важный пункт реформирования дошкольных учреждений — создание сквозной программы, которая связывала бы между собой дошкольное образование и школу. «Допустим, ребенок закончил замечательный садик и умеет читать, писать и считать. В первом классе ему будет просто скучно, и это отобьет интерес к школе»...
В то же время сами воспитатели детских садов абсолютно уверенны в собственной необходимости. «Конечно, ребенку лучше в садике, чем дома, — убеждена заведующая столичного детсада № 311 Алла Самойленко. — В подтверждение могу привести множество примеров из жизни. Недавно привели к нам ребенка, которого до того воспитывала няня. Абсолютно никакой самостоятельности, к тому же и воспитание сильно хромает — агрессивный мальчик, даже маму свою бьет. Я уверена, что за месяц мы сможем дать ему необходимые бытовые навыки и навыки общения с людьми.
Попытки государства найти формулу воспитания «идеального человека» и предложить родителям, конечно, похвальны. Но право решать — воспользоваться этим предложением или воспитывать ребенка по-своему, в любом случае, должно оставаться за родителями.