Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дитмар ШТЮДЕМАНН: С вами хочется иметь дело

22 октября, 1996 - 19:00

Сегодня гостем рубрики «Наша страна глазами иностранцев» является Дитмар Штюдеманн, который с 2000 по 2006 годы был Чрезвычайным и Полномочным Послом Федеративной Республики Германии в Украине. С июня 2006 года по середину октября 2007 года господин Штюдеманн работал советником Президента Украины. Мы предложили ему, как и всем послам иностранных государств, представленных в Украине, иностранным политикам и экспертам, дать ответ на такие два вопроса:

1. Какой вы увидели или открыли для себя Украину? Что из увиденного поразило вас больше всего?
2. Назовите, пожалуйста, три причины (условно), чтобы полюбить Украину?

1. Время быстро летит, и Украина тоже быстро взрослеет. Я вам скажу, что я даже не ожидал, что ваша страна меняется с такой скоростью. Причем не только страна, изменяется облик Киева и других городов. Например, Ивано-Франковска, который считается самым лучшим городом во всех отношениях. Также очень сильно изменились люди. Это очень положительно, поскольку показывает потенциал, который существует, даже если не всегда используется лучшим или нужным образом. Но в то же время хочу отметить, что такое движение, быстрота, активность и стремление — являются очень важными предпосылками для будущего страны. И для оценки того, что происходит и чего следует ожидать.

2. Без любви нельзя жить. И поскольку мы здесь жили восемь лет и знали Украину до этого, то вся моя семья влюбились в вашу страну. Мы много путешествовали, и вы нам близки. Вы — южане, и это видно по тому, что украинцы являются более открытыми. Здесь ощущается более радостный способ жизни и не существует меланхолии. Даже тогда, когда людям жить сложно.

Украина очень многообразная страна, которую действительно можно открывать для себя и делать это бесконечно. И, возвращаясь к себе на родину, я ощущаю, что еще не все увидел в Украине и не со всеми людьми беседовал и дружил, с которыми мне бы хотелось дружить и быть в более тесных отношениях.

Единственная проблема, которая для меня осталась — это язык. Это так странно и смешно, когда я, юрист и филолог, учился в университете, занимался славянскими языками и достаточно хорошо читал и говорил на украинском языке. Потом я провел практически всю свою рабочую жизнь в Советском Союзе и постсоветском пространстве. Я долго работал и служил в Москве, русский стал для меня языком, в котором я живу. У меня образец этого языка лежит достаточно глубоко в подсознании. Когда я прибыл в Украину уже в возрасте и стал тут работать, мне было стыдно говорить на суржике. Эта стыдливость мешает мне говорить на украинском языке, несмотря на то, что я знаю, что это ключ к тому, чтобы завязать беседу. Я практически все понимаю, и у нас вся переписка ведется исключительно на украинском языке. Я все это читал и разбираюсь в чем дело. Но сейчас мне сложно выйти на уровень, когда бы я мог свободно говорить на украинском языке. Я часто говорю в шутку: если б я не был таким верным супругом, тогда бы мне было бы легче говорить по украински.

Третья причина очень простая — это страна, у которой многое впереди. И это всегда привлекательно. Не только потому, что я в возрасте. Могу сказать на примере немецкого общества — мы сильно постарели за последние 60 лет. Этому есть много причин: хороших и плохих. Здесь украинцы очень многое пережили. И для меня всегда остается необъяснимым чудом, как вы так много пережили и не только в советские времена, но и до этого. Это отдельная тематика: Украина — как жертва истории. Может быть, именно поэтому вы такие стремительные, открытые, любопытные. Я вам скажу, с этими людьми, с такой страной просто хочется иметь дело.

Подготовил Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ