Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Для того, чтобы протестовать, необходимо иметь определенный уровень жизни»

6 июня, 1996 - 20:12

Стихли страсти, связанные с политическим кризисом, но это ненадолго. Вскоре начнется новая предвыборная гонка, и, учитывая, что политические игроки не изменились, можно вообразить, какой будет новая предвыборная кампания... 21—25 мая Институт социальной и политической психологии Академии педагогических наук Украины провел социологическое исследование «Политический кризис-2007 в измерениях общественного сознания». Благодаря ему специалисты прогнозируют, что на досрочных парламентских выборах в Верховную Раду могут пройти шесть партий и блоков: Партия регионов, Блок Юлии Тимошенко, блок Народный союз «Наша Украина», блок «Народная самооборона Юрия Луценко», Коммунистическая партия и Народная партия. Подробнее об исследовании рассказывает заведующий лабораторией социально-психологических технологий Института социальной и политической психологии Павел ФРОЛОВ.

— Павел Дмитриевич, как по вашим наблюдениям, люди отнеслись к роспуску парламента?

— Согласно нашим исследованиям, решение Президента распустить парламент считают легитимным 40% опрошенных, столько же считают его незаконным. Понятно, что среди сторонников провластной коалиции парламент считают распущенным меньше — 16% и не считают распущенным 70%. Среди сторонников оппозиции наоборот: 74% против 14%. Также, согласно нашим данным, если брать за основу ответы всех респондентов, рейтинг Партии регионов почти не изменился (28,5%), а рейтинги оппозиционных сил заметно упали (БЮТ — 20,1%, «Наша Украина» — 5,8%, «Народная самооборона» — 5,3%). Кроме того, до начала выборов несколько вырос рейтинг КП — до 4,1%.

— Какую явку на выборы вы прогнозируете?

— Мы проводили этот опрос до того, как Президент обязал власть провести досрочные парламентские выборы 30 сентября. Поэтому в наших вопросах шла речь об отношении людей к проведению выборов летом. Выяснилось, что люди, поддерживающие оппозицию, заинтересованы в том, чтобы выборы состоялись как можно скорее, а сторонники коалиции — как можно позже. О твердом намерении участвовать в голосовании заявили 41% и 28% сказали, что «скорее всего придут». Но, принимая во внимание то, что с каждым годом явка на парламентские выборы снижается, думаю, в них будут участвовать около 60% граждан, имеющих право голосовать. Важным и интересным является возможный уровень легитимности той Верховной Рады, которая может быть избрана. По данным исследования, ей могут не доверять 44% опрошенных, если туда не попадут партии, за которые эти люди голосовали.

— В каких областях будет наибольшая и наименьшая явка?

— Самый низкий уровень политической активности — на юге. А в целом по Украине цифры одинаковые. Наиболее мобилизованным на данный момент является электорат оппозиции — почти 90%. Это западный и центральный регионы. Среди сторонников провластной коалиции на выборы собираются идти около 68% граждан. Мы ставили вопрос относительно поведения людей, в случае если ПР и Соцпартия будут призывать их бойкотировать выборы. Выяснилось, что в целом тогда на выборы пришло бы немногим более 40% граждан. То есть сейчас есть основания говорить, что если политики коалиции призовут своих сторонников не идти на будущие выборы, их можно сорвать. Причина в том, что, во-первых, сработали заявления Януковича и других политиков, что выборы не состоятся, что они — нелегитимные. Во-вторых — электорат «регионов» очень дисциплинирован и ориентирован на команду. Поэтому если будет указание все же голосовать, то в течение 1,5—2 месяцев электорат ПР можно будет мобилизовать.

Электорат оппозиции — менее управляем и в значительной степени ориентирован на собственные убеждения, на собственное оценивание ситуации. Если, на их взгляд, ситуация является угрожающей, они примут участие в голосовании, если нет — могут «сачконуть».

— Будет ли в новой Верховной Раде та же конфигурация политических сил, которая была до сих пор?

— Скорее всего — да. Также мы ставили вопрос о формировании различных коалиций и блоков на избирательный период. Выходит, что образование блоков ни коим образом существенно не повлияет на расстановку сил. Скажем, если ПР и Соцпартия в блоке получили бы 29% голосов, то и в сумме их рейтинг составлял бы 30%. То есть фактически вхождение социалистов в блок с Регионами никак не усиливает Регионы, социалисты же от этого теряют голоса. Если мы говорим об избирательном блоке НСНУ, «Народного руха» «Правицы» и других политических сил, то они бы набрали вместе немногим более 11%. Электорат оппозиции отпугивают крайние националисты. Выходит так, что на выборы партиям лучше идти отдельными колоннами. Чем более крупное объединение, тем меньшую оно приности пользу.

— Пройдут ли в парламент какие-то другие партии?

— Определенные шансы есть у Народной партии Литвина: среди тех, кто окончательно определился с выбором, ему готовы отдать голоса 3,7%. Возможно, кто-то вспоминает о нем, как о более умеренном политике...

— Что мы можете сказать о рейтингах доверия к политическим и общественным институциям в Украине?

— В нашем исследовании, в отличие от других, мы ставили вопросы о доверии и недоверии Конституционному Суду, Верховному Суду, СНБО и Генпрокуратуре — тем учреждениям, которые могли выступить третейскими судьями во время разрешения политического кризиса. Вывод такой: фактически мы имеем общество, в котором нет государственной институции, которая бы пользовалась доверием и действительно была тем судьей, который бы вывел страну из кризиса, поскольку все государственные институты имеют отрицательные рейтинги. Так, у Президента баланс доверия-недоверия — минус 22%, у Верховной Рады — минус 41%, Кабинета Министров — минус 33%, ЦИК — минус 37%. Такая же картина у милиции и СБУ.

Интересно и то, что уменьшился уровень доверия к отечественным средствам массовой информации. В 2006 году уровень доверия к отечественным СМИ составлял почти 42%, а сейчас — 35%. Повысился и уровень недоверия: с 35% до 50%. Фактически СМИ оказались также втянутыми в политическое противостояние, телеканалы и газеты оказались политически заангажированными, и каждый под своим углом зрения давал информацию. У нас сложилась такая ситуация, когда каждый человек выбирает свой канал или газету, из которых черпает информацию и им доверяет, а другие считает такими, которые говорят неправду.

— Если политики вновь позовут людей «на баррикады», люди послушаются?

— Во время исследования мы ставили вопросы, довольны ли люди своей жизнью в общем и выясняли насколько зависит протестная активность от экономического положения. По нашими данным, количество людей, которые удовлетворены своей жизнью, по сравнению с предыдущими двумя годами уменьшилась приблизительно на 10%. В основном — за счет тех, кто раньше отвечал «трудно ответить». В большой степени это связано не столько с объективными причинами, сколько с неопределенной общественно-политической ситуацией, негативом, который есть в обществе. Но прямой зависимости нет. Уровень удовлетворенности своей жизнью больший у сторонников оппозиционных сил, чем у сторонников провластной коалиции. На первый взгляд это странно, но дело в том, что этот факт подтверждает данные, полученные в предыдущих наших исследованиях: нет прямой связи между низким уровнем материального обеспечения человека и его протестной активностью. Даже наоборот — для того, чтобы протестовать, необходимо иметь определенный уровень жизни и обеспеченности. Тем более, что у сторонников оппозиции на первом месте стоят совсем не экономические проблемы. Они готовы участвовать в акциях протеста для того, чтобы не допустить узурпации власти Януковичем. Во всяком случае, так они отвечают. Также их волнует нарушение прав человека и фальсификация выборов. А у сторонников провластной коалиции основным мотивом протестной активности являются проблемы материальные: снижение уровня жизни, повышение цен. То есть эти две больших массы людей довольно сильно друг от друга отличаются.

— Можно ли, по вашим данным, делать реальные прогнозы?

— У нас есть значительная проблема с уровнем досягаемости респондентов, ведь количество людей, отказывающихся участвовать в опросе, достаточно большая — приблизительно 40%. Мы предаем огласке результаты ответов тех, кто не отказался (60%), но при построении прогнозов это также нужно учитывать. Об этом не очень любят говорить социологи, хотя — должны. У нас давно уже существует такая практика, что люди отказываются общаться. Следует отметить, что не только в Украине, но и в России, и в других странах. Поэтому встает вопрос: при каком проценте людей, отказавшихся участвовать в опросе, вообще можно что-то прогнозировать... Хотя практика свидетельствует, что те, кто отказывается разговаривать с социологами, потом голосуют и ведут себя так же, как те, кто отвечает.

— Почему же люди отказываются общаться с социологами?

— Мотивов много. Возможно, боятся предавать огласке свои политические взгляды. Так было во время президентских выборов 2004 года, и сейчас у людей есть такой страх — он остался еще с советских времен. Иногда у нас попдаются респонденты, которые просят нас самих отвечать (особенно, когда ответы открытые, и следует самому писать), потому что боятся, чтобы их не «вычислили по почерку».

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ