10 июля
«Вот до чего эти трамваи доводят!» — причитал «сердобольный» Коровьев перед киевским дядей Михаила Александровича, всю вину в случившемся сваливая на тяжелую махину, под колесами которой погиб слишком эрудированный редактор толстого литературного журнала и председатель правления МАССОЛИТа М.А. Берлиоз. Ну как же не вспомнить трагическую историю из знаменитого булгаковского романа, если речь заходит о трамваях?
За более чем сто лет своего существования трамвай стал восприниматься не только как необходимое транспортное средство, но и как некий символ городской жизни. Вспомните только: трамвай желаний, веселый трамвай, ночной трамвай, трамвайный закон... Он — место действия многих анекдотов и песен. Он — в книгах и фильмах. Любим, как нечто родное и близкое, и ненавидим за грохот и неуклюжесть. Ласково называемый трамвайчиком, «пятерочкой» (по номеру маршрута), а то и обзываемый электрической коробкой или толстой коровой. А еще он иногда заставляет себя долго ждать.
И вот — «слух по Киеву прошел» — трамваев больше не будет. Не то чтобы совсем, но в центре города уж точно. Современные машины с их бесшумными путями — удовольствие не из дешевых, а старые, мол, стучат под окнами офисов, мешают увеличивающемуся движению транспорта. Пускай теперь «старички» бегают в спальных районах, доставляя пассажиров к станциям метро и забирая их оттуда.
Как бы там ни было, разговоры о том, что трамваи скоро прикажут долго жить, преждевременны. Трамвайная эра продолжается.