Два молодых соседа пришли ко мне посоветоваться, как им зарегистрировать газету и много ли стоят типографские услуги.
— А что за газету вы решили издавать? — поинтересовался я.
— Кроссворды. Точнее: телепрограмма плюс кроссворды. Должно пойти. Мы с реализаторами беседовали, они говорят: народ спрашивает в основном дешевые газеты с ТВ-программой и кроссвордами.
Ребята ушли, а я призадумался. И раньше обращал внимание на людей, увлеченно разгадывающих кроссворды. Теперь же мне в этом увиделось определенное знамение нашего сегодняшнего малоцивилизованного бытия.
Кроссворд стал для многих заменителем настоящего упражнения для ума. И не удивительно, что кроссворды так популярны в торговых рядах и палатках, на базарах. Публика там трудится в основном из бывших НИИ и других интеллектуальных заведений. И если один младший научный сотрудник какого-то слова не знает, то рядом бывший доцент подсобит!..
С другой стороны, сам процесс разгадывания, согласитесь, своего рода легкий наркотик, этакая «Бренди-кола». Получаешь легкий кайф и растешь в своих глазах! Вопросы ведь чаще всего банальны, с юморком, сексуально острые. Большого ума не требуется. А вот иной раз и кофеварку выиграть можно! Большинство развлекательных изданий соревнуются друг перед другом в суперкроссвордах, которые едва умещаются и на разворотах.
Есть и третье объяснение этого феномена, психоаналитическое, как мне кажется. Знаменитый Зигмунд Фрейд, наверняка бы, в ментальности украинцев в связи с этим раскопал что-нибудь парадоксальное. Типа: нация лузгает кроссворды, словно семечки, не решая свой главный кроссворд, в котором всего максимум три—четыре извечных вопроса: куда идем, за кого голосовали и почему мы такие бедные?..