Недавно в столице состоялась конференция под названием «Будет ли развиваться национальная игрушка?». Вопрос этот в последние годы приобрел актуальность как по причине «благополучного упокоения» отечественных фабрик по производству игрушки (на сегодняшний день из 30 таких предприятий умудрилось выжить лишь 5-6, работающих к тому же далеко не в полную силу), так и с учетом того, что украинские «игрушечные» магазины и рынки стали массово заполняться импортной продукцией, которая, кстати сказать, вызывает немало споров и сомнений у специалистов в отношении ее безопасности для ребенка, а также возможного влияния на не устоявшуюся детскую психику (учитывая наличие в наших магазинах агрессивной игрушки — «полицейских наборов» с наручниками, пистолетами, стреляющими довольно «болезненными» при попадании в человека пулями, и популярность «экшн-менов» с полным набором п усть пластмассового, но все же «боевого» оружия). Ведь основная деятельность маленького человека на первом этапе жизни, по словам психолога Натальи Максимовой, — это игра. Собственно, от «инструмента» игры зависит восприятие мира и себя в нем будущего взрослого, а посему к выбору игрушки следует относиться крайне серьезно.
В конференции приняли участие полиграфические предприятия «Укрмісцевпром» и ЗАО «Пакет», выпускающие детские игры с функциями учебных пособий — различные кубики и головоломки. Говорили о «личном» — своем конфликте с Межведомственным художественно-техническим советом (в его состав входят педагоги, скульпторы, художники, графики, медики), функцией которого является утверждение (или неутверждение) новых видов игрушек. А без соответствующего «штампика» совета предприятия не могут запускать как в производство, так и в последующую продажу свои новые разработки. Как считают участники конференции, именно существование этой структуры с ее «бюрократическим подходом» к авторским разработкам игрушек и порождает засилье в магазинах импортной продукции в ущерб появлению на рынке отечественной. По мнению директора «Пакета» Анатолия Козака , данная организация усложняет процесс постановки продукции на выпуск и мешает обновлять продукцию. А это, по его словам, приводит к тому, что отечественные предприятия не выдерживают конкуренции в модернизации фабрик, по сравнению с зарубежными производителями игрушек. Правда, как показал опрос других руководителей, возглавляющих «выжившие» игрушечные фабрики, структура, подобная МХТС, все же нужна. У директора фабрики «Победа» Владимира Боканя случаи неутверждения худсоветом авторских проектов также случались неоднократно. Однако, как он считает, все замечания совета, с которыми далеко не всегда сразу соглашались авторы, в результате доработки действительно наилучшим образом влияли на конечный результат.
По словам методиста художественного совета Татьяны Пржегодской , то, что МХТС не всегда дает добро на выпуск новой украинской игрушки (а значит, тормозит ее появление на рынке), вовсе не связано с устаревшей методикой утверждения изделий, то бишь «жесткой цензурой советских времен». Основной причиной неутверждения, допустим, полиграфических игр являются грубые ошибки в текстах, возникающие из-за незнания авторами языка, несоответствие стандартам (отсутствуют реквизиты или маркировка). Часто текстовые материалы, сказала Т. Пржегодская, не соответствуют буквенным. А ведь процесс изучения азбуки для ребенка является первым в жизни сложным заданием, и посему картинка на кубике с буквой должна максимально точно этой букве соответствовать. Порою производители мягкой игрушки приносят новые разработки, выполненных в абсолютно дикой цветовой гамме; видимо, они считают, что чем больше пестроты, тем лучше. Однако как заявляют специалисты, восприятие эстетики цвета маленькому человеку нужно помочь сформировать. Авторские проекты, подобные вышеупомянутым, никак не способствуют прививанию вкуса к цветовым сочетаниям у ребенка, и именно поэтому многие игрушки отправляют их создателям на доработку. Конечно же, стоит только приветствовать то, что находятся еще люди, которые не только стремятся заработать деньги, но также стараются развить выпуск именно украинской игрушки. Однако при этом не стоит забывать о том, что она — в первую очередь продукт «педагогический», от которого напрямую зависит развитие малыша. В былые времена при каждом «игрушечном» предприятии существовали специальные конструкторские бюро, которые продумывали вид будущей игрушки (эстетический и педагогический аспекты) перед запуском в производство. Сейчас же, по словам Татьяны Пржегодской, нередко создается впечатление, что возникающие в большом количестве частные фирмы, «схватившиеся» за производство игрушек, «раньше выпускали отбойные молотки». Так что, видимо, проблема тотального «потеснения» нашей продукции аналогичной импортной (цена которой для рядового гражданина с более чем скромной зарплатой, мягко говоря, «зашкаливает») все же не связана с существованием «бюрократического» худсовета. Тогда с чем же? По словам начальника коммерческой службы производственно-торговой корпорации «Детство» (на базе Днепропетровского завода игрушек) Сергея Плетенца , одна из основных проблем состоит в отсутствии украинского сырья. Например, для мягких игрушек приходится закупать мех в Беларуси или Польше через посредников, причем, естественно, переплачивать. Вообще в Украине существует меховая фабрика в Желтых Водах, однако, по словам С. Плетенца, «продукция этого предприятия не сертифицирована», а значит, отечественный производитель не может ее использовать.
С украинской же куклой — вообще целая беда. В прошлом году руководству «Победы» пришла в голову идея создать украинскую «Барби», которая, по понятным причинам, могла бы стоить в несколько раз дешевле «заокеанской». Это позволило бы удовлетворить запросы наших капризных девчонок (непременно желающих заполучить сию не каждому доступную звезду кукольного мира), а кошельки родителей милых созданий, соответственно, понесли бы куда меньшие потери. Однако отечественный аналог западной красавицы умер, так и не родившись. Потому что для выпуска хорошей куклы нужна высококачественная «многомерная» техника — необходимо иметь ротационное, швейное, выдувное оборудование, точную пресс-форму. Перед тем, как попасть «на запуск» в производство, куклу сначала должен выполнить в гипсе художник (а эту процедуру фирме, соответственно, нужно оплатить), также ей придется пройти этап сложнейш ей гравировки. На это у оставшихся в живых государственных и пытающихся работать частных предприятий попросту нет средств. А посему на сегодняшний момент украинский произво дитель игрушек может позволить себе выпускать небольшими партиями в основном лишь мягкую и пластизолевую игрушку, полиграфию (уже упоминавшиеся кубики, различные «паззлы», развивающие игры). А украинский покупатель — может смело забыть про недорогую отечественную куклу. Правда, по словам товароведа из отдела игрушек Дарницкого универмага Елены Плетенец , даже этот небогатый выбор отечественного (удельный вес украинской игрушки в ассортименте магазина составляет лишь 10%) пользуется неплохим спросом, так как большинство покупателей устраивает их невысокая цена. Те же «паззлы» киевского общества «Новий друк» с изображением украинских футбольных или поп-звезд, видами Киева, расходятся мгновенно. Хотя многих покупателей пока еще немало смущает внешнее оформление большей части продукции. Некоторые предприятия, видимо, не учитывают того, что для успешной конкуренции значение имеет даже упаковка товара и «заворачивают» свою продукцию в непривлекательные коробки еще с советской маркировкой. Поскольку рождение игрушки — дело весьма тонкое и ответственное, начать решение проблем отечественной игрушкой необходимо с «выращивания» грамотных специалистов для этой специфической сферы — художников и дизайнеров. В данный момент в них ощущается явный дефицит, так как ни один вуз в Украине, связанный с творческими профессиями, не готовит кадров такого профиля, утверждает Т. Пржегодская. А западных производителей игрушки, по мнению всех специалистов, необходимо поставить в равные с отечественными условия — все «свежие» заграничные поставки игрушек должны проходить такой же строгий контроль через МХТС. Это позволит несколько ограничить появление на наших рынках низкокачественного, небезопасног о для ребенка товара. Кроме того, государство должно наконец обратить внимание на «игрушечных» производителей и оказать им помощь. По словам директора «Победы» Владимира Боканя, в советские годы существовали всевозможные государственные дотации. «Например, тот же мех фабрики игрушек получали по цене в 4 раза меньше реальной, так как правительство понимало, что игрушка не менее необходима, чем хлеб», — сказал он.
А пока украинские предприятия запутались в ворохе неразрешенных проблем, а также пытаются найти виновного в существующем положении дел, «чужая» продукция продолжает уверенно лидировать на отечественном рынке игрушек. Прилавки магазинов завалены китайскими «пупсами» (по цене от 50 до 360 гривен), итальянской погремушкой (70 — 160 гривен!) и детской «посудкой» (70 гривен), польскими конструкторами (около 180 грн). И, главное, огромным количеством кукол необыкновенной красоты — белорусскими Надюшами и Верониками, российскими Милами, Романами, Наташами и Юлями, Жизелями и Розалиндами из далекой Италии. Дабы приобрести сию прелесть в подарок драгоценному чаду, маме придется отправить в кассу магазина сумму от 60 до 574 гривен, однако, как ни странно, их покупают. Может быть, потому, что «свою» доступную Маричку среди этого разнообразия ассортимента и цен мамы вряд ли встретят в ближайшее время?