Газовая тема в самое ближайшее время, по-видимому, станет для украинцев не менее, а, возможно, и более актуальной, чем коалициада. «Бабье лето» заканчивается, надвигается похолодание, и именно к этому моменту российский «Газпром» приурочил свое заявление об украинских газовых долгах ($1,3 млрд.) и о возможном ограничении поставок природного газа украинским потребителям в случае непогашения до конца октября имеющийся задолженности. Такое в наших отношениях уже бывало. И это, к сожалению, исходя из прошлого опыта, можно воспринимать как прелюдию или даже «артподготовку» к операции по повышению цены на газ.
Между тем в Киеве заявляют, что украинское государство не имеет долгов в газовой сфере перед Россией, речь может идти лишь о долге хозяйствующих субъектов. Об этом заявили и первый заместитель главы Минтопэнерго Вадим Чупрун, и первый вице-премьер, министр финансов Николай Азаров. Последний при этом поставил под сомнение сумму задолженности, о которой говорит российская сторона: «Не может быть и речи о том объеме долга». А также напомнил о значительных объемах газа, который находится в газохранилище (32 млрд. кубометров), и уверил, что это обстоятельство позволяет правительству Украины чувствовать себя спокойно.
Российская сторона подтвердила, что задолженности Украины как государства перед «Газпромом» не существует, но при этом отметила: «Задолженность хозяйствующих субъектов за поставки газа в текущем году — это объективный факт, который не может отрицаться никем».
Пресс-секретарь «УкрГаз-Энерго» Виталий Кисиль подтвердил, что его компания имеет задолженность перед трейдером RosUkrEnergo AG (Швейцария) за поставленный для нужд Украины природный газ. «Мы ведем постоянную работу по погашению этого долга, в том числе за счет привлечения банковских кредитов, и надеемся на конструктивную позицию в этом вопросе нашего крупнейшего дебитора — НАК «Нафтогаз Украины», — сказал Кисиль и пояснил, что задолженность компании перед RosUkrEnergo сформировалась из-за неполных расчетов «Нафтогаза Украины» за топливо, переданное ему для поставки теплоснабжающим предприятиям и бюджетным организациям, а также обеспечения транзита российского природного газа.
О серьезности долговых требований «Газпрома» свидетельствует также то, что он направил своим европейским партнерам уведомления о существующих проблемах по поставкам газа в Украину. Еврокомиссия намерена пригласить украинскую и российскую стороны, вовлеченные в газовый спор, на заседание газовой экспертной группы в октябре.
Так что «покой» нашему заканчивающему свою деятельность правительству теперь может только сниться. Это, к сожалению, подтвердил и подготовительный визит в Москву главы Минтопэнерго Юрия Бойко, которого ждали вчера в Киеве к 17 часам. Тем временем первый вице-премьер РФ, председатель совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев заявил вчера после встречи с Бойко: «Газпром» не богадельня», он «не может ставить под угрозу свои инвестиционные планы в зависимости от долговых ситуаций... В любом случае такие долги, даже если они возникают у дружественных государств, должны ликвидироваться точно в срок в соответствии с достигнутыми ранее договоренностями».
Украинское правительство заявляет, что взяло это дело под свой контроль. Премьер-министр Украины Виктор Янукович не исключает, что в ближайшее время он отправится в Москву для переговоров и заверяет, что украинское правительство будет работать, чтобы «сохранить цены и динамику отношений в решении этого важнейшего вопроса с нашими партнерами». Получится ли? Ведь в Москву не принято приезжать с пустыми руками. А какие предложения может повезти с собой украинский премьер в условиях, когда его дальнейшая политическая карьера сегодня, несмотря победу на выборах и призыв Президента Украины строить тройственную коалицию, под большим вопросом? Более того, некоторые эксперты заявляют о политической ответственности правительства Януковича, проигнорировавшего в преддверии выборов угрозу нарастания газовых платежей, не желая терять голоса своих приверженцев.
Комментируя ситуацию, эксперт «Дня» Александр Нарбут сказал: «Этот вопрос полностью регулируемый и управляемый правительством. Сегодня сводить это к ответственности губернаторов или еще каких-то органов власти — это не давать реального ответа на вопрос. Все поставки газа, правила и ценовые параметры устанавливает правительство, и ни разу Президент не наложил вето, и ни разу не помешал премьеру и Кабмину здесь что-то регулировать. Полная ответственность в данном случае на Кабинете Министров».
Какие политико-экономические последствия все это может иметь? Понятно, что долг (разумеется, его размер еще будет обсуждаться) придется платить и хорошо, если не собственностью, которую облюбовали для себя россияне. Отсюда политические неприятности и репутационные потери для Партии регионов в ходе создания коалиции. Ведь обычно эта партия позиционировала себя как средоточие профессионализма, но в данном случае она пожертвовала и им, и национальными интересами ради своих политических интересов.