У нас, как выяснилось, само это слово мало кому известно, не говоря уже о распространении подобных учреждений на территории Украины. Между тем подобная практика в западных странах существует, поскольку проблема роста онкологических заболеваний — общая для всех государств. У медиков есть поговорка, что онкология — это зеркало состояния здоровья населения. В Украине же от злокачественных новообразований ежегодно умирает 160 тысяч при том, что на диспансерном учете находится еще около 700 тысяч. Правда, последняя цифра не является из ряда вон выходящей. В последнее время в европейских странах наметилась четкая тенденция к ежегодному увеличению процента больных раком, что стало своеобразной расплатой за технический прогресс и увеличение количества автотранспорта. Украина не является исключением, несмотря на то, что в последнее время наблюдается спад промышленного производства. Но все равно в горьком списке мы являемся практически мировым лидером — лидером по смертности от рака. По статистическим данным, 40% больных умирает в течение года после выявления злокачественной опухоли. По словам заведующей отделом организации онкологической помощи и эпидемиологии рака НИИ онкологии и радиологии, кандидата медицинских наук Зои Федоренко, это связано, в первую очередь, с низкой санитарной культурой населения. Непривыкшие следить за своим здоровьем люди не торопятся идти на медосмотр, в то время как в западных странах он проводится практически раз в полгода. Правда, и у нас сегодня стало модно говорить и писать о здоровом образе жизни, но на заваленных литературой прилавках книжных магазинов и рынков о правильном питании и лечебной физкультуре, к сожалению, редко удается встретить книги, написанные медиками и валеологами. «Разгул» же в Украине литературы c «чудодейственными» методами самостоятельного лечения рака, например, печеным луком, акульими хрящами, а также разрекламированными пищевыми добавками, которые якобы рассасывают злокачественную опухоль, приводит к тому, что больной уже становится неизлечимым. В то время, как полное излечение от рака, несмотря на то, что его, впрочем, также как и СПИД, называют чумой XX века, на ранних стадиях представляется реальным. Медицинская безграмотность населения приводит к тому, что люди, узнав о своем диагнозе, уже ставят крест на своей жизни и не пытаются ничего предпринять, чтобы вылечиться. В этой связи они и не обращаются в онколечебницы, в то время как лечение в заведениях, где есть необходимая аппаратура и квалифицированные специалисты, сокращают уровень смертности сравнительно с пациентами обычных больниц практически в 2-3 раза.
Естественно, что нежелание идти на медосмотр связано не только с отсутствием граммотности, а и с нынешними реалиями — не всегда доступным качественным медицинским обслуживанием, а также с определенным страхом у населения. Ведь каждый визит к врачу повлечет за собой новые расходы на лекарства и медикаменты. Но тем не менее преимущества налицо: разумнее заплатить 150 — 200 гривен в год для того, чтобы сделать необходимые исследования, чем 15—20 тысяч, — именно столько обходится лечение онкологических заболеваний. Конечно же, условия нашего медицинского обслуживания, в частности, отведенный двенадцатиминутный лимит на каждого больного, не позволяет совершить качественного терапевтического осмотра, а 85% злокачественных новообразований может быть диагностировано на уровне именно простого медицинского осмотра. Безденежье украинской медицины больно ударяет по здоровью нашей нации. Отсутствие современных диагностических аппаратов порой не позволяет выявить рак на ранних стадиях. И в итоге даже искусстность отечественных хирургов практически не оставляет шансов для спасения пациентов.
Удивительно, что несмотря на подобную ситуацию, только недавно была разработана национальная программа онкологии, по примеру программы СПИДа и туберкулеза. Она рассчитана на 5 лет и предварительный ее вариант требовал от бюджета здравоохранения 2 миллиарда гривен. Естественно, что ее реализация невозможна при бюджете здравоохранения в 3 миллиарда, поэтому ее пришлось «урезать» до 600 миллионов. В основном она включает в себя выделение средств на закупку современной техники и химиопрепаратов, которые у нас не производятся из- за отсутствия средств и мощной базы. Между тем при четком осознании проблемы пункты, связанные с информационной и профилактической работой среди населения, практически не значатся. Но все же сам факт открытия хосписа может говорить о том, что лед тронулся. За деньги госбюджета здесь сделано все по мировым стандартам: светлые одноместные палаты с видеотехникой и своими душевыми кабинами, уютные комнаты для родственников больного, вежливый медперсонал, который в хосписе, сравнительно с другими онкологическими больницами, увеличен практически в полтора раза. Хоспис создан на базе одного из отделений городского онкоцентра и тут, по словам его создателей, работают люди, которые на собственном опыте знают, что такое утрата родственника, больного раком. Создатели хосписа неоднократно подчеркивали «Дню», что это не дом смерти, а дом достойной жизни до конца. Сюда попадают больные по направлению районной онкологической больницы с некупируемым болевым синдромом, одинокие онкологические больные, а также те, у кого сложные жилищные условия. По словам исполняющего обязанности заведующего отделением Алексея Калачева, в хосписе больные могут находиться не более трех недель, поскольку как таковое лечение они здесь не получают, здесь им только облегчают страдания.
Конечно, создание такого заведения говорит о том, что к проблеме онкологии наконец-то повернулись лицом, но в тоже время очевиден тот факт, что создание одного хосписа, где находится всего лишь 10 коек, не решит проблемы в Украине, а наоборот, еще раз сконцентрирует внимание на том, насколько уровень и качество медицинского обслуживания у нас далеки от европейского.