Не исключено, что во вторник украинский парламент в третий раз будет рассматривать вопрос о работе и курсовой политике Национального банка, добиваясь смены его руководства. Ну что же, чего хочет женщина — того хочет Бог, уверяют французы. И украинцы в последнее время также все больше в этом убеждаются на примере своего премьера. Захотела досрочные выборы — получила. Не пожелала — их и не было. Взялась изводить газовых посредников (очень уж ненавидит их со времен ЕЭСУ) — тоже вышло. Теперь вот потребовался скальп главного банкира страны. Неужели снимет? А ведь совершенно неподведомственная фигура...
Но у нас очень часто цель оправдывает любые средства ее достижения. Какова же она?
Вчера на эту тему откровенничал первый вице-премьер Александр Турчинов. «На цену газа существенно влияет курсовая политика НБУ, — просвещал он украинских граждан. — Проблема в том, что если не будет стабилизирован курс гривни, а это немедленно нужно делать, то, безусловно, цена будет достаточно высокой за счет того, что мы газ покупаем за доллары, а курсовая позиция Украины ведет к тому, что значительная стоимость газа растет именно за счет повышения стоимости доллара по отношению к гривне».
Второй человек правительства отметил, что парламент уже дважды рассматривал этот вопрос, высказывал недоверие руководству НБУ, но Президент Украины, который по Конституции имеет право вносить представление на увольнение главы НБУ, не спешит...
Было бы странно, если бы глава Секретариата Президента Виктор Балога не имел по этому поводу особого мнения. Он считает, что премьер-министр пытается добиться этой отставки, чтобы взять НБУ, а следовательно — и печатный станок, под свой контроль. По словам Балоги, в то время, как в стране разворачивается кризис, новое политическое шоу «Кто будет главой Нацбанка» вряд ли можно назвать стабилизирующей мерой. «Ведь дело не в Стельмахе, и все политические силы это прекрасно понимают. Необходимость для премьер-министра поставить Национальный банк под свой контроль очевидна — вместо того, чтобы предпринимать накануне выборов необходимые, но непопулярные шаги для сбалансирования бюджета, правительство хочет профинансировать все бюджетные расходы, включив станок», — убеждает глава Секретариата и предполагает, что такие действия несут угрозу гиперинфляции. «Президент Украины не может допустить такого сценария развития событий. Исполнительная власть не сможет узурпировать все государственные институты в стране», — предсказывает Балога.
И действительно, закон о Нацбанке устанавливает, что главный финансовый регулятор страны является независимым органом, тогда как законопроекты, поданные депутатами БЮТ в парламент, направлены в основном на то, чтобы это фундаментальное положение в корне изменить.
Напомним, что поводом для последней волны атак против Нацбанка и его руководства, пока еще поддерживаемого Президентом, стала новая порция рефинансирования, выданная банку «Надра». Тимошенко связывает его с именем ненавистного владельца «РосУкрЭнерго» Дмитрия Фирташа и поэтому вешает на НБУ обвинения в коррупции.
Между тем, Фирташ пока еще лишь только хочет приобрести названный банк, тогда как наше правительство, по-видимому, всячески этому противодействует, причем, главным образом, с помощью словесных атак. Чего добиваемся?
Данные социологического опроса, проведенного фондом «Демократические инициативы», свидетельствуют, что лишь 1% украинцев полностью доверяют банкам. А 35% заявили о категорическом недоверии к банковским учреждениям и еще 32% — не доверяют им большей частью.
Не приведут ли попытки сковырнуть еще один крупный банк, за которым словно карточный домик, может обрушиться и вся банковская система страны, к прекращению дискуссии о возможности/невозможности дефолта?
Тем временем Нацбанк постепенно, но уверенно стабилизирует гривню. Его критики утверждают, что это делается для приезжающей в Киев миссии Международного валютного фонда, которая должна принять рекомендации о выплате Украине второго транша МВФ. А после ее отъезда курс, по их мнению, снова упадет. Зарекаться тут, конечно, нельзя, ведь, по большому счету, курсом управляют вовсе не Нацбанк, а рынок, экономика страны. Если валютная выручка от экспортных операций и инвестиций в страну не приходят, то о высоком курсе национальной валюты мечтать не приходится. Тем не менее сейчас тенденция положительная. И не только в связи с выходом НБУ на валютную биржу — импорт зажат, а наши металлурги, похоже, с помощью дешевой гривни повысили свою конкурентоспособность на международных рынках. Если Стельмаха быстро снять, то у этого достижения будут совсем другие родители. А вот если еще и лишить Нацбанк независимости, то искомого транша нам уж точно не видать, поскольку это будет противоречить меморандуму, подписанному между МВФ и Украиной.