Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Дух экуменизма означает уважение к правилам других церквей»

25 октября, 2002 - 00:00


На прошлой неделе в Киеве побывал кардинал Вальтер Каспер, Президент Папского совета по делам содействия христианскому единству. Находясь в Киеве, кардинал Каспер — доктор, профессор, известный немецкоязычный богослов — встретился с Президентом Украины, принимал участие в международной научной конференции «Свобода религии и национальная идентичность», где выступил с докладом, общался с журналистами, встретился с управляющим делами УПЦ епископом Митрофаном, а также присутствовал при презентации своей книги, изданной на украинском языке. Книги, которая заканчивается словами: «…Церковь нельзя считать закрытой системой. Она должна быть духовно готова к диалогу и пониманию с миром…» Кардинал Каспер любезно согласился на интервью с нашей газетой.

— Ваша Эминенция, какова цель вашего приезда в Украину, где католики латинского обряда находятся в меньшинстве?

— Одна из моих книг, а именно «Иисус Христос», только что изданная издательством «Дух і Літера» на украинском языке; надеюсь, что эта книга пригодится всем людям (их становится все больше), которые стоят вне Церкви, однако интересуются Иисусом Христом и «Его делом». Сегодня, как и всегда, актуальным остается вопрос: кем является Иисус Христос, кто Он для нас сегодня? Так что одной из причин приезда является презентация этой книги украинскому читателю, которая пройдет в Национальном университете Украины. Но это только внешняя причина приезда. Реальная же причина — встреча здесь с моими братьями и сестрами по вере и общение с ними. Я собираюсь встретиться также с православными братьями и сестрами во Христе. В современном мире, который иногда теряет разум, верующие всех конфессий должны вместе свидетельствовать свою веру в Бога, в Иисуса Христа, выступать за достоинство человека, за безопасность жизни, справедливость и за мир. Мы не можем просто продолжать свою полемику, как будто ничего не происходит, — весьма необходимо примирение и совместное отстаивание христианских принципов жизни и мира в мире. Моей работой в Риме, задачей и долгом является делать все возможное для христианского единства.

— Сегодня в Украине насчитывается около миллиона католиков. Сколько украинских католиков будет здесь в 2010 году? Существует ли в Ватикане что-то наподобие планирования таких вещей?

— Могу сказать, что Святой Престол не имеет подобных планов. Мы не хотим обижать православные церкви, своих православных братьев и, так сказать, ловить овец из их стада. В этом деле мы ведем себя очень осторожно, уважаем религиозную свободу; наша стратегия и политика заключается в том, что православные люди лучше пусть остаются православными. Ведь у католиков и православных одни и те же таинства, а это — путь к спасению. И поэтому нет необходимости обращать их в другую конфессию. Но если какой-то человек сам сделал выбор и хочет стать членом католической церкви, то его решение необходимо признавать. Мы, однако, стремимся к сотрудничеству и к добрым отношениям с православными церквами и потому — никаких планов увеличения количества католиков в Украине и я не могу прогнозировать численность украинских католиков в 2010 году. Но у меня впечатление, что Католическая церковь в Украине нормально развивается, стабилизирует свои структуры, проводит хорошую пастырскую работу.


— Сегодня значительная часть католического духовенства Украины — иностранцы. Не все украинцы относятся к этому с одобрением. Изменится ли эта ситуация в ближайшем будущем?

— Обязательно изменится. Нынешняя ситуация объясняется преследованиями и ограничениями католиков в недавнем прошлом во время коммунистического периода, когда не существовало никаких шансов поддерживать богословское образование. Поэтому пришлось направлять сюда духовенство из других стран. Сейчас все изменилось к лучшему и мы готовим в наших семинариях украинцев. Для этого, однако, необходимо время, потому что Церковь придает очень большое значение образованию, хорошей подготовке клира — курс семинарского обучения продолжается 6 лет и является только частью подготовки будущего пастыря. Но необходимость в зарубежном клире постепенно будет отпадать, хотя для полной нормализации ситуации понадобится несколько десятков лет.

— С представителями каких украинских церквей встретится Его Эминенция в Украине? Планируются ли встречи с духовенством наших неканонических православных церквей? Например, с патриархом УПЦ Киевского патриархата Филаретом? Ведь известно, что высокие сановники Ватикана встречаются с протестантами, раввинами, с мусульманскими церковнослужителями. Почему существует табу в отношении украинских церквей, которые пытаются получить независимость?

— Перед тем, как приехать в вашу страну, я направил дружеское послание митрополиту Владимиру и выразил желание встретиться с ним. В ответ получил сообщение, что встреча не может состояться — митрополит Владимир сейчас находится за пределами Украины. Поэтому я встретился с епископом Митрофаном, управляющим делами УПЦ (Московского патриархата). Наш официальный отчет касается встреч только с духовенством канонических церквей — мы не вмешиваемся во внутренние православные дела и разделения, уважая волю православных церквей. И потому мы имеем официальные отношения только с теми церквами, которые признаются другими православными церквами. Это не означает, однако, что я, например, имею право выносить какие-то суждения в отношении Филарета, — я только должен уважать официально признанные церкви. К тому же, было бы весьма сложно иметь дело одновременно со всеми тремя православными церквами Украины.

— Прошу прощения, но не противоречит ли такая позиция духу экуменизма?

— Дух экуменизма — это уважение к правилам других церквей, это невмешательство в их жизнь и отсутствие давления на них. Другое дело — на местах, где духовенство должно решать между собой межцерковные локальные проблемы, обсуждать общие практические вопросы.

— Почему Святой престол так заботится о хороших отношениях с небольшими и мало влиятельными в мире православными церквами Востока? Может, это соревнование с Русской православной церковью? Впрочем, и Русская церковь намного меньше Католической церкви.

— Упомянутые вами церкви имеют богатые исторические традиции, важные для всех нас, и глубокие корни, как например церковь Киевской Руси. Поэтому мы испытываем глубокое уважение к этим церквам. Вспомним слова Его Святейшества о том, что церковь должна научиться «дышать двумя легкими». Это также весьма важно для Европы. Тем более, мировое православие совсем не такое уж и маленькое (250 миллионов православных против одного миллиарда католиков. — К.Г. ). Вообще, дело не в величине, а в качестве, в богатстве и значимости традиции. А еще в том, что Запад и Восток Европы должны идти друг другу навстречу, что не может произойти без примирения Западной и Восточных церквей, без хороших отношений с большими и малыми православными церквами. Этот не вопрос соревнования или желания доминировать. Мы должны работать для достижения единства, которому нет альтернативы, — мы обязаны вместе свидетельствовать Христову веру перед лицом современного мира, который становится все более секуляризированным. Поэтому должны считаться друг с другом. Я считаю, что просто стыдно и смешно христианам полемизировать между собой, ведь мы имеем так много общего в действительно важных вопросах. С этим следует покончить, нужно поладить, обмениваясь информацией, учась друг у друга, а также взаимно ценить друг друга. Мы все — с обеих сторон — должны совершенствовать образование, давать больше стипендий молодежи. Знаком нашей доброй воли является, в частности, тот факт, что Католическая церковь оказывает помощь Православным церквам, поддерживает их финансово.

— Оказывается ли помощь также Украинской православной церкви Московского патриархата?

— Да, некоторую экономическую помощь получает от Католической церкви и УПЦ (МП), но большинство денег идет РПЦ, в частности, из Германии, моей родины.

— Заинтересован ли Ватикан в том, чтобы в Украине была единая независимая Православная церковь (кстати — наибольшая в мире по численности), лояльная к другим церквам и конфессиям мира?

— Святой престол заинтересован в том, чтобы православие покончило со своими внутренними расколами. Потому что они не являются нормальным явлением — христиане должны быть символом мира и примирения. Итак, мы хотим объединения украинского православия, а что касается независимости, то здесь Ватикан не может занимать какую-либо позицию, потому что это должно решать само православие.

— Пожалуйста, немного расскажите о Ваших украинских впечатлениях.

— Я уже в третий раз в Украине и поэтому могу с удовлетворением отметить постоянный прогресс в экономике, а также в развитии нашей Католической церкви. Надеюсь также на дальнейший прогресс в отношениях между католической и православными церквами. А религиозные свободы в Украине свидетельствуют о внутренних чертах толерантности и уважения к другому, присущих украинцам. Это хороший знак — украинский народ может стать примером для многих других в мире.

Весьма признательна Его Эминенции за внимание к читателям газеты «День».

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ