Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Две родины маленькой Верочки,

или История о «султане» из Казахстана, сыне двух матерей и трех свекровей у одной невестки
4 августа, 2000 - 00:00

До Верочки в этой семье умерли трое детей. Первого мальчика
Валя и не доносила, он родился восьмимесячным. Но следующие дети рождались
в срок и вроде бы здоровыми, а вскоре, как свечечка, погасали. Врачи говорили,
что не подходит климат, Валя лежала с детками в разных больницах и даже
научно-исследовательском институте. Не помогало ничего. А тут в их поселке
отключили газ — что будешь делать в небольшом городке далеко от Чимкента
без газа?

На то время они уже имели неплохой дом со всем хозяйством
— приобрели у немецких колонистов, которые выбрались на историческую родину.
Все покинули, продали за бесценок, и несколько лет назад вернулись в Майдан
— село из пятидесяти хат, затерянных среди полесских лесов и болот, — на
историческую родину Вали и матери ее мужа — бабы Марьянки.

Валин муж носит казахское имя — Умербек и украинскую фамилию
— Филозоф. Баба Марьянка, как зовут ее в Майдане, является третьей женой
казаха Курбана Асамбаева. Причем женой невенчаной, поскольку в официальном
браке тот пребывал только с первой — казашкой. Но это не помешало ему иметь
женой, кроме Марии, еще и немку Эмму: в одно время эти две жены мирно уживались
под одной крышей и также мирно сосуществовали с казашкой, которая проживала
со старшим сыном. В семейной летописи «султана» Курбана есть и такой интересный
факт: трое его детей рождены в один год, один ребенок (от казашки) в феврале,
близняшки (от Марии) в марте.

В Казахстане Мария оказалась в конце 50-х годов, когда
вся ее семья завербовалась на освоение целины. В соседнем с Майданом селе
— Черске у нее был парень. Он так ее любил, что приезжал в Чимкентскую
область забрать любимую домой, даже с ребенком от другого. Был период,
когда Мария все-таки бросала сына, но не ради юношеской любви — ездила
к родителям. И тогда немка Эмма ухаживала за ним, как за родным ребенком,
и кормила грудью. И хотя родная мать вернулась через два недели, Умербек
до пяти лет ходил за Эммой больше, чем за Марией, именно ее звал матерью.
В поселке, где они жили, Умербека и до сих пор называют «Эмминым сыном».

****

В Майдане у Филозофов родились еще двое деток. И теперь
их всего четверо. Старшая Наталья перешла в восьмой класс, общей любимице
Верочке будет семь лет, Таяне пошел третий, а 11-месячный Богданчик во
время нашего длительного разговора беспечально спал на кровати. Необычное
имя у меньшей девочки — от бабушки Эммы, которая теперь живет в Германии.

Когда Эмма вместе с дочерью выезжала на этническую родину,
то вместо себя предложила перебраться в село к Курбану Марии: там дом,
корова, хозяйство... Мария же длительное время проживала в райцентре, где
получила квартиру от дорожной организации: близняшкам наступила пора идти
в школу, а в селе русской не было. Однако детей от Курбана рожала...

Во всех этих семейных отношениях и обменах разобраться
трудно только на первый взгляд. Дружная семья всегда держалась вместе,
не деля детей (все братья-сестры!) и не обращая внимания на штампы в паспортах.
И если бы не беда с детками, жили бы сегодня Валя с Умербеком в хорошем
доме в казахском райцентре. А если бы не развал Союза и украинская независимость,
которая перепутала судьбы многих людей из когда-то единого «советского
народа», вероятно, жили бы они уже около Эммы в Германии...

Поскольку в Украине — родной для Вали, и такой же родной
для Умербека, который намного больше похож на славянина, чем на азиата,
они живут на «птичьих» правах.

****

Сегодня Филозофы проживают в бывшем сельском клубе, в котором
когда-то и познакомились на танцах. Умербек приезжал к материным родственникам,
а Валя — на выходные из Нововолынска, где училась. Раз постояли, говорит,
два, ну, может, четыре раза. Он ее полюбил и, отъезжая в Казахстан, пообещал
вскоре приехать и забрать с собой. Она не поверила, и, оказалось, напрасно.
Родители не пускали так далеко от дома, да Вале тогда, при едином государстве,
все это далеким не казалось никак.

Она и штамп в паспорт о гражданстве Казахстана поставила
только потому, что без него, как говорит, не пускали в самолет, когда хотели
навестить родных в Украине. Умербек же во время переездов свой паспорт
потерял вообще. То, что они — иностранцы, проявилось во время выборов.
На должность сельского головы были выдвинуты аж 11 кандидатур — конкуренция,
следовательно, не просто жесткая... Кто-то из тех, кто проиграл, ухватился
за шанс признать выборы недействительными: кроме Филозофов — граждан Казахстана,
голосовали и граждане России, Армении, Узбекистана и Азербайджана. По всему
миру разбрасывала жизнь уроженцев Трояновки и окружающих сел, вернув в
какой-то момент — по различным причинам — в родные края.

После Казахстана Филозофы год жили на квартире в селе Поворск
соседнего Ковельского района, где у Вали сестра. Три года квартировали
в Майдане. Со скрипом, но прописали их около родителей — здесь «чернобыльская»
зона. А недавно купили помещение бывшего клуба, сделали ремонт, поставили
печь — и живут.

После распада колхоза в Трояновке (так же, как в Черске,
Майдане и Бережнице — это все один сельский совет) люди оказались брошенными
на произвол судьбы. И без работы. Валя работала дояркой, а Умербек — слесарем
на ферме. Хозяина-лидера, который бы объединил людей вокруг себя, не сыскалось.
Скот и технику раздали на зарплату, а землю еще даже не делили. Валя имеет
пай где-то в два с половиной гектара (с пастбищем вместе), но, как все
люди в селе, колеблется: и что с той землей делать, даже когда ее отмеряют?!
Умербек, потеряв паспорт, пасет теперь коров вместе со старшей дочерью
в Поворске (почему мы его и не застали): сутки работает, двое дома. Начисляют
вроде и неплохо — до 150 гривен, а на руки платят время от времени по 10—20
гривен.

Чтобы получить новый паспорт, Умербеку нужно ехать в посольство
в Киев. Потом всем им отказаться от гражданства казахского — и заплатить
за это безумные не только для их семьи деньги.

****

Фактически без украинского гражданства из добровольно-принудительных
переселенцев по Трояновскому сельскому совету остались только Филозофы
и еще одна семья. Одним удалось воспользоваться упрощенной формой принятия
гражданства. Другим посчастливилось, поскольку, например, в Азербайджане
не был еще принят закон о приобретении гражданства. В миграционных службах
меня проконсультировали, что, в принципе, решается и дело Филозофов: тем
более, что Валя — уроженка Украины. Ибо жить на своей земле и все время
ощущать себя здесь чужими — и неприятно, и невыгодно.

Но пока эта большая семья надеется на лучшие времена, их
материально поддерживает только мама Эмма из Германии, передавая с оказией
то тюль для дома, то одежду детям. Получить зарубежный паспорт и самим
поехать туда (хотя и зовет!) — сегодня для них неосуществимая мечта.

Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ