Подразделениями Государственной службы борьбы с экономической преступностью МВД Украины, по итогам 2002 года, раскрыто 42,3 тысячи (32,2 тысячи — тяжелых и особо тяжелых) преступлений в сфере национальной экономики. Как следствие — обеспечено возмещение убытков государству на сумму 673,4 млн. грн. (на 300 млн. больше, чем в позапрошлом году). Об этом проинформировал на состоявшейся вчера пресс-конференции начальник Департамента ГСБЭП В. Литвиненко. И хотя количество реально совершенных преступлений неизвестно, самые криминализированные сектора экономики Виктор Литвиненко и его первый зам Леонид Скалозуб определили весьма любопытно.
Топ-«отраслью», в этой связи, была названа бюджетная. В ней сотрудники ГСБЭП выявили около 10 тыс. преступлений (в два раза больше, чем в 2001-м). 60% раскрытого, если численно, — 5982 — в сфере служебной деятельности. Каждый пятый «служебный» случай — взяточничество. Украли (незаконно использовали) в прошлом году, по официальным данным, 586,2 млн. бюджетных гривен (457,3 млн., как утверждается, «удалось вернуть»).
В хозяйственной сфере, следуя количественным показателям, «пальма преступности» (около 8 тыс. правонарушений на сумму 203,2 млн. грн.) принадлежит предприятиям АПК. С нецелевым использованием бюджетных денег связано 1,6 тыс. преступлений. Удельный вес «прихватизации» земли юридически не очень грамотных сельских жителей руководителями сельскохозяйственных предприятий (в прошлом — колхозов) составляет 40% от содеянного.
Второе место, с существенным отрывом от АПК, имея в «активе» 5,6 тыс. правонарушений, занимают предприятия топливно-энергетического комплекса. По части непредназначенной траты бюджетных средств лидируют нефтегазовые компании (около 1,8 тыс. преступлений на 50 млн. грн. убытков государству).
«Бронза» криминализации добыта холдингами «Луганскуголь», «Павлоградуголь» и «Львовуголь». В общей сложности, на объектах угольной промышленности в прошлом году было выявлено 1,3 тыс. «корыстных преступлений» (в основном — несанкционированная отгрузка угля и злоупотребления «деньгами шахтеров»). «Правительство с таким трудом ищет средства на угольную промышленность», — посетовал В. Литвиненко. А 507 лиц (123 — руководители разного уровня) отраслевых предприятий оказались «причастными» к нанесению ущерба государству в размере 25 млн. грн.
С точки зрения концентрации на единицу субъектов хозяйственной деятельности, первое место уверенно (887 преступлений) взял банковский сектор. К уголовной ответственности за совершенное (14 фактов взяточничества, 112 — присвоения или растраты государственного/коллективного имущества, 38 махинаций с финансовыми ресурсами и т. д.) привлекаются 367 банковских служащих (54 руководителя). Как ожидают источники в компетентных органах, с введением в действие статьи 209 УК (ответственности за отмывание «грязных денег») число раскрываемых преступлений в банковской сфере возрастет.
1200 преступлений (каждое четвертое — систематическое взяточничество) было выявлено в сфере образования. «Особое беспокойство» у В. Литвиненко вызывает ситуация на рынках металлолома и ликероводочной продукции. Из обращения, к слову, было изъято 6,9 тыс. декалитров «паленого» алкоголя. Не лучше обстоят дела и с приватизацией государственного имущества. В 2002-м раскрыто 4,4 тыс. преступлений, связанных с реформированием формы собственности (347 фактов незаконного отчуждения имущества на больших и крупных стратегических объектах).
В целом, по итогам прошлого года, в Украине было открыто 308 уголовных дел, в которых материальный ущерб, нанесенный государству, составил более миллиона гривен и выявлено 2,2 тыс. экономических преступлений, сумма убытков по которым превышает 100 тыс. грн. В. Литвиненко несколько раз подчеркнул, что его ведомство «переориентировалось» на раскрытие крупных дел (посоветовав предпринимателям средней руки реагировать, в случае сомнительной обоснованности претензий сотрудников ГСБЭП, звонками в Министерство). Сказал, что в Генпрокуратуру передана информация по ряду высокопоставленных чиновников Минфина, Минэкономики, Госказначейства, Агентства по вопросам банкротства... И, отвечая на заданный в этой связи корреспондентом «Дня» вопрос, В. Литвиненко подчеркнул, что 20% из 42,3 тысячи указанных вначале текста дел было приостановлено. А сколько их не было начато...