Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

...Еще до шумеров и древних египтян

Журналисты «Дня» стали участниками экспедиции, изучающей новые факты о роли трипольской цивилизации в мировой культуре
30 июля, 2007 - 19:33
СОКРОВИЩЕ ТРИПОЛЬСКОГО КУРГАНА — ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОСТЬ: ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО ОСТАЛОСЬ ПОСЛЕ ГРАБЕЖА / CАМОЕ БОЛЬШОЕ В МИРЕ РАННЕЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ «ТАЛЬЯНКИ»: 450 ГА ВОЗРАСТОМ ПЯТЬ ТЫСЯЧ ЛЕТ ТРИПОЛЬСКОЕ ИСКУССТВО В ОБЬЕКТИВЕ СОВРЕМЕННОСТИ РЕКОНСТРУКЦИЯ ТРИПОЛЬСКОГО ЖИЛИЩА — КАКРАЗ «В РАЗМАХЕ» ДОКОПАТЬСЯ ДО ГЛУБИН ИСТОРИИ — НЕЛЕГКОЕ ДЕЛО

Не так много украинцев сегодня могут утверждать, что знают историю своего государства — или, во всяком случае, что помнят полный ее школьный курс. Но ведь на самом деле жизнеописание нашей страны скрывает еще множество интересных страниц, которые, хотя и пожелтели от времени, открываются нам чем дальше, тем более широкой цветовой гаммой. И именно для того, чтобы мы получили возможность, а главное — желание их прочитать, Институт археологии Украины и агентство Raffinade communications начали акцию «История Украины. Новые факты», стартовавшую 27 июля. Первым этапом мероприятия стало посещение трипольского поселения «Тальянки», которое вписывает украинскую историю в общечеловеческий цивилизационный процесс. Ученые со всего мира считают памятники культуры Кукутени — Триполья (а именно так она «официально» называется) свидетельствами перестройки первой городской цивилизации Украины. И именно на наших землях ученые имеют возможность исследовать поселения- гиганты, созданные на три тысячи лет раньше, чем у шумеров и древних египтян. Но попробуем разобраться в этом по порядку.

КАК НАШИ ПРЕДКИ ЖИЛИ, ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ И КАК ИХ ХОРОНИЛИ...

...Жаркий июльский день. Наверное, убегая от киевской суеты, сотни автомобилей направляются на Черкасщину, дороги которой уже привыкли к роли экскурсионных маршрутов. Не исключение и группа «избранных» — представителей масс-медиа, которых организаторы поездки на место раскопок поселений-гигантов трипольской культуры пригласили в качестве посредников, чтобы они донесли все увиденное и услышанное до вас, уважаемые читатели. Именно здесь — в Тальнивском, Уманском и Звенигородском районах — археологи до сих пор бьются над поисками ответов на вопросы: кем были трипольцы, чем они занимались, как они жили и... как умирали.

«Что интересует нас в первую очередь — так это погребальный обряд трипольского населения. Он до сих пор неизвестен для основных этапов существования культуры. Все уважающие себя исследователи трипольской культуры в той или иной мере стараются найти погребение трипольцев», — комментирует раскопки кургана в с. Легедзино ученый секретарь Института археологии Алексей Корвин-Пиотривский. Как отмечает кандидат исторических наук, по еще не опубликованной информации, которую он получил «по знакомству», недавно небольшие погребения той эпохи были найдены в Румынии — через реку от поселения, «чтобы умершие не могли вернуться туда, где живут живые».

В Украине же посредством аэрофотоснимков определили, что именно на этой территории находится большое курганное поле. А во времена трипольской культуры (IV— III тыс. до н. э.), как считают исследователи, ей были присущи как грунтовые, так и курганные погребения. Кстати, трипольский курган, как оказалось, выглядит сегодня не таким уж и курганом — даже наоборот. Единственная особенность небольшой ровно выкопанной ямы — наличие разметки цифрами и колышками, а еще — ... настоящая человеческая кость. К сожалению (представьте себе, для науки это действительно большая неприятность), тело было вынесено из кургана уже много лет назад грабителями, и то, что от него осталось, мало радует археологов, поскольку не о многом может рассказать.

РАСПИАРИЛО «НАЧАЛЬСТВО» НАШЕЙ СТРАНЫ, А ФИНАНСИРУЮТ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДРУГИХ

А вообще, как рассказал Алексей Генрихович Корвин-Пиотровский, находки дали уже немало информации о культуре Кукутени-Триполья, чьи поселения действительно выглядят настоящими гигантами на фоне тогдашней общемировой картины: если крупным считается поселение размером 100 га, то здесь речь идет о 450 га (Тальянки), 250 га (Майданецкое) и т.д. Хотя, как отметил пан Алексей, трипольская культура — только один из маленьких штрихов на археологической карте Украины. Ее просто «распиарило начальство страны, а еще — «черные рынки». По словам Алексея Генриховича, на обычном уманском базаре можно увидеть, как местное население продает находки трипольской эпохи за бесценок. «Раньше дети это несли в школы, в школах были музеи, и эти памятники можно было хотя бы увидеть», — говорит исследователь.

Сегодня же даже такое «внимание со стороны государства» отсутствует. Во всяком случае, отсутствовало. Приходилось прибегать к поискам «альтернативных источников энергии» — иностранных инвестиций. Исследования Триполья проводятся на средства США, Великобритании и Швейцарии. Украинские же бизнесмены, как сообщил Алексей Корвин-Пиотровский, смогли предложить археологам... привезти 5 ящиков пива.

Начальник экспедиции, старший научный сотрудник Института археологии Владимир Круц подчеркн ул, что, по сравнению с предыдущими годами, сейчас исследования и сбор памятников проводятся намного активнее. «Было такое время — в 90-е годы, — что нам необходимо было куда-нибудь деться. Из Выдубицкого монастыря нас выгнал и, и мы передали материалы в Умань, Черкассы... С 2001 года нас финансирует американский фонд, поэтому дела пошли лучше», — отм етил он. Во всяком случае, о том, что дела по крайней мере как-то идут, свидетельствуют раскопки двух жилищ в поселении, насчитывающем их в общей сложности до трех тысяч. Из них исследовано на этот момент 39 (с 1980-х гг.).

Пока студенты-практиканты пытаются упорядочить груду глины, которую почему-то все «неосведомленные» желают называть камнями, метры археологического дела спорят о том, что эти останки представляли собой несколько тысячелетий назад. «Мы пытаемся решить проблему домостроительства трипольцев. Постоянно продолжаются дискуссии, жили они в выжженных домах или просто впоследствии все их сжигали, были эти здания одно- или двухэтажными», — приблизительно аналогично звучат комментарии всех присутствующих здесь представителей Института археологии или местных исследователей трипольской культуры. Для того, чтобы найти-таки общее решение проблемы, ученые специально построили модель трипольского жилища в натуральную величину и сожгли его. Не подумайте, что это просто игрушки, ведь проблема домостроительства трипольцев является одной из наиболее острых для археологов. Дело в том, что некоторые исследователи склоняются к мнению, что представители культуры Триполья уже владели навыками строительства из материала — аналога железобетона: якобы они делали каркасы стен из дерева, обмазывали глиной и выжигали их. Однако проведенный эксперимент доказал, что трипольцы на самом деле просто сжигали все свои жилища, когда их покидали — по неизвестным нам причинам. Но, оказывается, и в этом они сыграли незаурядную роль в истории культуры, ведь если бы не эти непонятные нам акты сжигания жилищ, глиняные здания просто не сохранились бы до наших дней!

К счастью, сейчас раскопки этих «глиняных насыпей» — реальность, достоверная и даже доступная. Однако, снова-таки, не все так идеально. По завершении работ (т.е. осенью) исследуемые жилища будут... закопаны. И не подумайте, что для будущих поколений. Место раскопок «нивелируют» — просто говоря, сравняют с землей, но все находки будут переданы в музейные фонды, чтобы они не достались грабителям. В свое время, как сообщил Владимир Круц, планировалось построить здесь павильоны, чтобы туристы могли посмотреть на ход раскопок, однако сейчас средств не хватает даже на временную охрану этих мест.

ПОЖИТЬ ДЕНЬ В ТРИПОЛЬСКОМ ДОМИКЕ СМОЖЕТ КАЖДЫЙ ТУРИСТ

Вместе с тем, следующий пункт нашего пребывания свидетельствует о том, что о туристах здесь все- таки начали заботиться. Ведь в пределах Тальнивского, Уманского и Звенигородского районов создан государственный историко-культурный заповедник «Трипольская культура», центром которого должен стать пока будущий музей в с. Легедзине. «Место музея выбрано возле таких поселений-гигантов, как Доброводы, Косенив ка, Майданецкое, рядом проходит трасса Умань—Черкассы, шевченковские места — все для того, чтобы каждый турист мог сюда заехать», — отметил директор заповедника Владислав Чабанюк. Кроме экспозиционного зала в помещении музея (бывшего фельдшерско-акушерского пункта) планируется создать видеозал, зал современного искусства на трипольскую тематику, рядом уже строятся домики — реконструкции трипильских жилищ, а также будущая гончарня, где будут изготавливать сувениры.

«Все это должно уже быть в конце августа этого года», — говорит Владислав Чабанюк. Однако столбы пыли, свежая древесина и далекий от идеала внешний вид (как оказалось впоследствии и интерьер) основного здания свидетельствуют о том, что август в этом году наступит довольно-таки поздно...

Кроме того, туристам остановиться здесь дольше, чем на сутки, негде. Однако директор Тальянкивского техникума Уманского ГАУ Виктор Крошка сообщил, что сейчас ведутся переговоры о том, чтобы переделать два принадлежащих учебному заведению общежития в гостиницы. Что интересно, Владислав Чабанюк это опроверг, отметив, что даже нахождение туристов на территории заповедника всего в течение одного дня уже является немалым позитивом.

Созданием музейного комплекса исследователи в значительной степени обязаны программе «Золотая подкова Черкасчины», однако «выкручиваются» «музейщики» и своими силами. Например, в качестве источника прибыли планируют использовать действующие раскопки, в проекте также создание действующего археодрома — «где люди смогут подальше от дороги, от цивилизации, пожить несколько дней с зернотерками, с теми орудиями труда, которыми пользовались трипольцы», — описывает планы директор заповедника.

Словом, занимаются развитием отечественной археологии (а следовательно и истории и культуры в общем) все, кроме самого государства. И каркасом в наших «домиках» является чистый энтузиазм. Следует сразу подчеркнуть, что, как бы там ни было, но инициатива создания областного музея исходила параллельно и «от района, и от области, и от Института археологии, — говорит Алексей Корвин-Пиотровский. — Но ведь изюминка украинской археологии — это трипольские поселения-гиганты, большинство которых — именно на Черкасщине, и они входят в заповедник. И если нам необходим заповедник трипольской культуры не областной, а национальный, то он может быть создан именно тут, где сосредоточены все бриллианты трипольской культуры».

КТО ПОЗАБОТИТСЯ ОБ ИМИДЖЕ СТРАНЫ

А пока развитием исследований украинской истории занимаются все же альтруисты. Это и агентство «Raffinade communications», управляющий партнер которого Валентина Малая назвала деятельность организации «не коммерцией, а PR-м истории страны», и, как ни удивительно, представители иностранных благотворительных фондов. Директор-распорядитель британской организации «QES Investment LTD» Бертран Кост, являющийся одним из спонсоров исследований трипольской культуры, как будто между прочим отметил: «Было бы неплохо, чтобы эта проблема изучалась, чтобы Украина поняла, какие цивилизации существовали здесь когда- то». Согласитесь, было бы неплохо, чтобы из уст наших бизнесменов прозвучали слова господина Бертрана: «Мы не преследуем цель открыть сокровища или совершить сенсационные открытия. Наша работа — методическая и организованная и проводится для того, чтобы понять, как жили люди на наших землях столетия назад и как они развивали свою культуру. Мы стремимся поддержать профессиональный уровень ваших исследователей в нелегкое для Украины время. В Украине работают прекрасные специалисты, и было бы просто жаль утратить их наработки...»

СПРАВКА «Дня»

Находки, относящиеся к культуре Кукутени- Триполья, соотносят с расцветом энеолитичной эпохи в Юго-Восточной Европе и Украине в частности. Трипольская культура существовала в IV—III тысячелетии до нашей эры, занимая 200 тысяч квадратных километров территории современной Украины. Начала формирования трипольской культуры прослеживают еще с VI—V тысячелетий до нашей эры, после чего она разделилась на два разветвления — восточно-трипольcкое (характерная керамика, украшенная вырезной орнаментом) и западно-трипольское (с развитой расписной керамикой).

Культура названа трипольской по названию поселения под Киевом, где были найдены первые ее следы, однако на самом деле ее считают пришедшей на нашу территорию.

В 60-х годах ХХ века было открыто около двадцати трипольских поселков (созданных на три тысячи лет раньше, нежели у шумеров и древних египтян) с площадями более 100 гектаров. Большинство этих поселений расположены в Черкасской области. Самое большое в мире раннеземледельческое поселение «Тальянки» изучается с 1981 года под руководством кандидата исторических наук В.О. Круца.

Благодаря археомагнитным исследованиям обнаружено, что на поселениях-гигантах трипольской культуры Тальянки, Майданецкое, Доброводы и других располагалось от 1500 до 2700 зданий, и одновременно проживало от 6 до 14 тысяч населения (известен случай — и до 25 тысяч человек). Некоторые исследователи называют эти гигантские поселения первыми городами или протогородами, однако современные исследования доказывают, что поселения-гиганты трипольской культуры не владеют основными чертами-критериями категорий «город» или «протогород»: монументальная архитектура (в том числе — монументальные храмовые сооружения), функциональная дифференциация частей города, большой коэффициент плотности застройки территории, формирование околицы и другие. Исследователь культуры Алексей Корвин-Пиотровский называет характерным трипольским поселениям только один признак города: большое количество населения.

Несмотря на это, исследователи классифицируют Триполье как высокоразвитую хлебопашескую культуру со сложным жилищным устройством, качественными орудиями труда и высокохудожественной керамикой и пластикой.

Дарья ШВАЯ, Киев—Триполье—Киев. Фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ