Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Если нет открытого конкурса, то обязательно есть коррупция

8 февраля, 2001 - 00:00

Вчера правительственный комитет социального и гуманитарного развития предложил повысить на 25% зарплату бюджетникам уже с 1 марта. Однако как и это и повышение, так и пенсии, стипендии и другие социальные выплаты могут оказаться под угрозой срыва, поскольку они в значительной степени зависят от наполнения государственного бюджета средствами от приватизации крупнейших украинских предприятий.

Казалось бы, Кабинет Министров, пообещавший «рассчитаться и повысить», должен был бы стремиться к более быстрой и открытой продаже на коммерческих конкурсах государственных объектов. Однако активное вмешательство правительства в процесс приватизации на деле пока приводит к противоположным результатам. Напомним, что на месяц отложен конкурс по продаже облэнерго, что, по мнению экспертов, чревато как снижением цены предложенных объектов, так и еще более длительной отсрочкой бюджетных поступлений. Во многом «благодаря» вмешательству правительства под угрозой срыва оказался конкурс по продаже Запорожского алюминиевого комбината, вступивший в фазу арбитражных разбирательств. Решением правительства «сдвинут» на март конкурс по «Рiвнеазоту», в результате чего деньги, в лучшем случае, пойдут только в апреле.

В этих условиях Фонд госимущества (а именно Фонд, а не правительство, будет отвечать за срыв программы приватизации), как сказал «Дню» первый заместитель председателя ФГИ Михаил Чечетов, пытается «максимально включить резервы». Фонд делает все возможное, чтобы добиться пересмотра судебного решения, полностью заблокировавшего тендер по ЗАлКу, и надеется довести этот конкурс до «логического» конца. В этом случае, как считает заместитель председателя, «мы «влазим» в план первого квартала». Кроме того, по его словам, Фондом принимаются дополнительные меры для того, чтобы обеспечить поступление средств в бюджет. Была снижена цена пакета акций Николаевского глиноземного завода, продажа которого сулит свыше 70 млн. грн., однако вчера пакет так и не был продан. Еще в феврале планируется получить последний денежный взнос за пакет акций металлургического комбината имени Ильича (в пятницу перечислено 70 млн. грн., предстоит заплатить еще 100 млн.). Удачно, как сказал М.Чечетов, без скандалов прошел конкурс по приватизации 25% уставного фонда Центрального ГОКа. Американская фирма приобрела его за 71 млн. грн., заплатив вдвое больше стартовой цены, и в соответствии с договором купли-продажи уже к концу месяца должна заплатить половину этой суммы.

Однако успешный опыт проведения открытых коммерческих конкурсов, кажется, не особенно вдохновляет наших правительственных чиновников. И, вполне возможно, часть предприятий будут приватизированы «другим путем», используя лазейку в законодательстве, что не требует для создания СП на базе госпредприятий никаких конкурсов.

Судя по всему этому, именно такую схему планируется применитть на Николаевском производственном объединении «Заря», которое еще полностью принадлежат государству. Предстоящая модернизация газопроводной системы (в Украине в ближайшие годы планируется заменить на магистральных газопроводах около 200 турбин, при этом 70 % из них может быть изготовлено именно в Николаеве, а это заказы на сотни миллионов долларов) открывает перед предприятием большие перспективы и может способствовать повышению цены «Зари» — если выставлять ее на «денежную» приватизацию через открытый конкурс по продаже госпакета акций.

Нынешнее правительство называет себя сторонником этого. Однако еще в прошлом году в Киеве и Николаеве началась работа по созданию совместного предприятия (для чего, согласно законодательству, конкурсы не обязательны) «Транснациональная финансовая компания «Заря» с планируемым уставным фондом около 600 млн. грн. Михаил Чечетов предполагает, что при продаже этого предприятия можно пойти по пути, испробованному при приватизации «Орианы», когда иностранный участник СП выбирался по итогам конкурса. Однако многое говорит о том, что с ФГИУ советоваться не собираются.

Однако многое говорит о том, что с ФГИУ советоваться не собираются. В подготовленных Минэкономики, подписанном замминистра Александром Шлапаком предложениях правительству иностранные участники уже определены. Согласно предложениям, которые получены и обсуждаются правительством, три учредителя — Украина (в лице ФГИ), российская энергокомпания ОАО «Мосэнерго» и ЗАО «Зангаз — Украина» получать в новом СП по трети уставного фонда.

К сожалению, в предложениях не сказано, чем соучредители будут его наполнять (векселями или деньгами) и если все-таки деньгами, то как долго они там задержаться. Эксперты кажуть, що: при предлагаемом уставном фонде более 100 млн. долларов видны инвестиции только на 20 млн. да и то в течении двух лет. Интересный объект отдаем практически бесплатно. Председатель специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации Александр Рябченко, в комментарии для «Дня» указал, что в принципе большого различия «по экономике» между продажей объекта и созданием СП нет. Правда, от приватизации деньги поступают прямо в бюджет. В другом случае деньги (в имущественном виде) остаются на предприятии и лишь впоследствии может быть продан пакет государственных акций совместного предприятия. Мировая практика создания таких СП вполне себя оправдала. Но украинская методология образования таких предприятий, по словам А.Рябченко, не предполагает проведения конкурсов, и законодательный инструментарий для этого совершенно не отрегулирован. Правительство даже и не подавало законопроектов, которые бы вводили СП в русло закона, сказал председатель парламентской комиссии. Если у учредителей СП после его создания возникают какие-то сложности (как сегодня в АвтоЗАЗ — ДЭУ), то из-за отсутствия законодательной базы, считает А.Рябченко, судам очень сложно рассматривать эти вопросы. Но самое опасное, по его мнению, это целевое, неконкурсное создание СП, когда решение об этом явно окрашено в личные тона. И тем более опасно, когда инициатив исходит не от украинской, а от другой стороны. Как считает А.Рябченко, инвесторов, лучших для нас инвесторов, нужно искать. Чтобы получить деньги, приватизация обязательно должна быть конкурсной. Именно внесенная сумма и определит, считает А.Рябченко, жизненность и эффективность этого проекта, иначе так и жди обвинений в коррупции. Подозрения обязательно возникнут.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ