Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Европа начиналась с союза городов

В Кировограде состоялся Международный форум «Креативный город»
25 января, 2012 - 21:20
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИЙТИ В ЕВРОПУ, УКРАИНСКИЕ ГОРОДА ДОЛЖНЫ ВСПОМНИТЬ, ЧТО ОНИ УЖЕ КОГДА-ТО ТАМ БЫЛИ... / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Нет необходимости убеждать в том, что в течение прошлого века лицо Украины было в значительной степени искажено. Корни многих городов, поселков и сел были зачищены, перечеркнуты, вырваны из памяти, а вместо настоящей истории — создан нужный миф. Очевидно, прежнее «лицо» уже не вернуть, и в конечном итоге делать этого, вероятно, не нужно, однако необходимо вернуть самое ценное. Медленно и «со скрипом», но в некоторых украинских городах все же происходит, условно говоря, реставрация и ребрендинг. Например, Острог. Он славится самым старым университетом на территории Восточной Европы, а в советские времена превратился в депрессивный «городок с психбольницей». Теперь, когда «Острожская академия» восстановлена и работает уже на протяжении 18 лет, в это даже сложно поверить. Реставрация и ребрендинг должны происходить на глубоком уровне, просто маркетингом здесь не обойтись. Хотя начинаться все вполне может с «пустяков» — свежевыкрашенных фасадов и украшенных цветами балконов.

В конце прошлой недели в Кировограде состоялся Международный форум «Елисаветград — креативный город», который, как отмечают в местном облсовете, стал началом «создания долгосрочной программы стратегического развития Кировограда, связанной с маркетингом и брендингом территории», сообщает УНИАН. В рамках форума специальным гостем стал британский эксперт по инновационным технологиям, специалист по вопросам развития городов Чарльз Лэндри. Он на протяжении пяти дней «измерял пульс города», знакомясь с его политической и культурной элитой, представителями местного бизнеса, учениками и студентами. Участниками форума также стали специалисты из России и украинские эксперты по развитию и брендингу городов.

Конечно, кто-то может сказать, что хрен редьки не слаще, а Елизавета — не лучшая альтернатива Кирову. Но все же она, по крайней мере, не кровавая. К тому же Елизавета — украинская невестка...

В своих публикациях «День» неоднократно обращался к традициям Магдебургского права в Украине. А главный редактор Лариса Ившина часто повторяет, что Украина уже однажды была в ЕС... Поэтому теперь очень важно восстанавливать «омертвевшие» традиции самоуправления и союза между городами. В конце концов именно это и есть внутренняя работа по готовности быть Европой.

Кто должен определять акценты ребрендинга украинских городов? Чьими силами он должен осуществляться? Готово ли к таким изменениям руководство городов и областей? «День» пообщался с одним из участников конференции в Кировограде, директором Киевского центра социальных исследований «София» Владимиром ЛУПАЦИЕМ.

— Выглядит так, что процесс возвращения к самому ценному и в то же время обновление образа в стране сдвинулся с мертвой точки. Как вы видите этот процесс?

— Во-первых, речь шла в целом о стратегиях развития городов, потому что так или иначе большинство украинских городов сегодня переживают кризис идентичности, перспективы и субъектности. Кризис идентичности — потому что изменились условия, образ жизни, у нас возникли рыночные институты, а вот представление о самих себе у большинства городов Украины, символический ряд, достопримечательности остались фактически прежними, еще с эпохи Советского Союза. И потому ключевой вопрос для большинства украинских городов заключается в том, как сбалансировать то, что они сегодня собой представляют, как они о себе думают, как они себя преподносят в окружающем мире. Кризис субъектности связан с отсутствием полноценного местного самоуправления, а это лишает территориальную общину возможности инициировать какие-то инновации в сфере организации и функционирования городов. А третья проблема связана с тем, что хоть уже много сделано в этом направлении, но все же отсутствуют стратегии развития городов, которые отошли бы от административных, технократических моделей и перешли к моделям, ориентированным на внедрение социокультурных инноваций, инициатив, на создание среды, которая повернулась бы лицом к человеку. Вот как раз вся эта проблематика и обсуждалась на форуме в Кировограде. И если говорить непосредственно о брендинге, то это вопрос о преодолении кризиса идентичности. Дилемма стоит перед многими городами: либо возвращаться к истории, к прошлым символам, либо искать идентичность, основанную на проекте будущего. И пока что этот вопрос открыт. А качественный брендинг может рассматриваться как первый шаг, который позволит по-другому взглянуть на себя, по-другому позиционировать город и в глазах своих жителей, и в глазах инвесторов, и в общенациональном социокультурном пространстве.

— Кто имеет право и должен заниматься определением акцентов в образе того или иного города?

— Думаю, этот вопрос связан с запуском определенного процесса, в котором будут сначала определены моральные авторитеты, представители креативного класса этого города. А затем эти люди должны каким-то образом организоваться в определенную сеть, в общественные консультативные советы. И после этого уже можно обращаться к услугам специалистов в сфере брендинга, имиджа, пиара. В конечной фазе должна произойти институализация этих общественных консультативных советов, то есть должны быть созданы институты, которые бы мониторили ситуацию, корректировали, модифицировали ее. Хорошая стратегия — это та стратегия, которая открыта к изменениям.

— Насколько в настоящий момент реально внедрение такой модели?

— Это все достаточно индивидуально, зависит от деятельности общественности, от политических лидеров, которые сегодня присутствуют в области, в городе, от их стиля управления.

— То есть некоторые регионы так и могут оставаться в «замороженном» состоянии?

— Безусловно, я думаю, что сегодня мы можем говорить о пяти-семи точках, где происходит определенный прогресс, где серьезно относятся к выработке стратегии. В целом, я бы сказал, что поскольку региональные лидеры непосредственно взаимодействуют с большими массами людей, значительно острее чувствуют негативы, связанные, в частности, с пробуксовкой реформ. Проблема в том, что голоса этой прослойки управленцев почти не слышно.

Нужно отметить сам факт проведения такого мероприятия в Кировограде. Потому что он касался всего центрального региона. А Центральная Украина — это не пограничные области. Эта часть сегодня наиболее дискриминирована, потому что лишена возможностей выживать за счет пограничной торговли и разных гешефтов. Поэтому неслучайный именно в центре Украины поставлен вопрос о том, что нужно думать о стратегии, и ставка должна быть сделана на развитие социокультурных инициатив и использование креативного потенциала. Будет ли это реализовано на практике — вопрос остается открытым, но уже есть хороший опыт и прогрессивные новации в Виннице, кое-что есть также в Черкассах и Полтаве. Не хотелось бы прибегать к возрастным критериям, но нужно сказать, что молодая генерация объективно больше пытается использовать современные технологии, даже в управлении.

КОММЕНТАРИЙ

Василий КОСИВ, заместитель городского головы Львова по гуманитарным вопросам:

— Для меня большим позитивом было получить приглашение на мероприятие, участие в котором принимает легендарная личность в сфере развития городов, автор креативной концепции развития мегаполисов господин Чарльз Лэндри.

Должен отметить, что во Львове, да и в других городах Украины, есть большая разница между потенциалом и его реализацией, то есть конвертируемостью такой «валюты», как воображение и творчество. Львов, по моему убеждению, в этом плане находится немножко впереди других наших городов, он более известен, использует больше нестандартных для Украины способов своей промоции, которые мы внедряем уже на протяжении нескольких лет. А в целом это большой вызов для украинских городов — быть креативными, особенными, уметь применять нестандартные подходы и использовать творческий потенциал для того, чтобы стать приятным и заметным, прежде всего, для собственных жителей, чтобы они не покидали свои города, не выезжали за границу, а также для туристов и инвесторов.

Отдельно я бы сказал о наших промоционных «десантах» в Киев, Луганск, Харьков и Одессу. Это очень важный проект. Мы, к сожалению, поздно начали это делать. Много усилий потратили также на рекламирование города в Польше, Австрии и Германии, организовывая там «Дни Львова» и принимая участие в туристических выставках. Должен констатировать, что сами украинцы очень мало знают друг о друге и о своей стране, и это незнание, собственно, порождает разного рода мифы и стереотипы. Мы увидели, как жадно поглощают информацию о нас жители тех городов Украины, где мы представляли Львов, как откликаются местные медиа на эти мероприятия. Такие визиты очень нужны! В нынешнем году мы планируем посетить с промоакциями Запорожье, Днепропетровск и другие большие города.

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов

С оживления украинских городов начнется Европа в Украине

«Дню» стало известно, что среди руководства, а также общественных деятелей Донбасса появилась идея создать специальный проект, который бы культурными инструментами подчеркнул его индустриальное наследие и, таким образом, улучшить имидж региона. Сейчас рановато говорить о деталях, скажем только, что инициаторы проекта ссылаются на опыт, в частности, Рурского региона в Германии, где на базе покинутых заводов и фабрик открываются арт-центры. «Extraschicht» — такое название имеет ежегодная Ночь индустриальной культуры, проводимая в Рурском регионе с 2001-го года. Она охватывает 22 города, на нее приезжают 200 тысяч посетителей. «Украина, вне сомнений нуждается в ребрендинге в целом. И является абсолютно понятным, что невозможно за основу брать несуществующие вещи, — считает Станислав ФЕДОРЧУК, донецкий общественный деятель. — Черновцы, как город многих поэтов с европейским значением, от Целана до Андруховича, сделали выбор в интересах реально существующих стратегических преимуществ, которые могут быть интересными потенциальному посетителю города с Украины или из-за границы. То же, касается Острога и Каменца-Подольского. Поэтому, акценты должны рождаться из реальной истории каждой территории, тех объектов и символов, которые действительно являются присущими для них. Вне сомнений, большинство современных руководителей областей и городов (особенно в канун нынешнего Евро-2012) ищут возможности для улучшения имиджа собственных городов и проявляют в этом прагматичную заинтересованность. Донецк остается полуоткрытой страницей для всего мира, однако, сейчас прилагается много усилий для того, чтобы его образ стал известным каждому. Городской совет Донецка одобрил создание новых символов города и уже активно использует их для промоции города. Лозунгом этих превращений является «Сила и красота!», который демонстрирует потенциал города не только как центр тяжелой промышленности области, но и города, где активно развивается сфера досуга и отдыха. Раньше было принято считать, что индустриальное лицо региона является минусом для края, в то время как опыт наших немецких и польских коллег доказывает, что индустриальная культура является достаточно востребованным и популярным явлением, способным заставить по-новому посмотреть на объекты промышленности, заинтересовать посетителей и туристов своими интересными историями, а главное — создать новый формат отношения к собственному краю, инте ресному своей самобытностью для целого мира», — считает С.Федорчук.

О культурных процессах, брендинге, а также о том, какое влияние на общество оказывают подобные культурные инициативы «День» поговорил с социологом, кандидатом социологических наук, доцентом Донецкого государственного университета управления Татьяной ЕРЕСКОВОЙ и социологом, доктором социологических наук, профессором, заведующим кафедрой философии и социологии Луганского национального педагогического университета им. Т. Шевченко Ильей КОНОНОВЫМ.

Новые смыслы Донбасса

1. Таких регионов, как Донбасс, немного, и они всегда привлекали внимание своей индустриальностью. По вашему мнению, может ли Донбасс войти в так называемый клуб индустриальных культурных центров Европы?

2. Какие импульсы могут дать Донбасу мсштабные культурные события?

3. Как в концепцию большого европейского художественного проекта мог бы вписаться Донбасс исторический?

4. Какие смыслы создает сочетание таких, казалось бы, противоречащих друг другу вещей, как, например, футбол и классическая музыка (ведь Донецк — это еще и Прокофьев)?

5. Несмотря на то что в Донецке в последнее время стало проводиться больше культурных мероприятий, которые претендуют на европейский масштаб, его все равно воспринимают как город футбола и угля. По вашему мнению, что может изменить ситуацию? Хватит ли амбиций Донецку стать одним из культурных центров Европы? На какое место может претендовать Луганск на украинской и европейской культурной карте?

Катрина ЯКОВЛЕНКО, Донецк

ТАТЬЯНА ЕРЕСКОВА: «В ДОНЕЦКЕ С САМОГО ЕГО ОСНОВАНИЯ СУЩЕСТВОВАЛИ ТРАДИЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

1. Сможет. Благодаря тем людям, которые прекрасно понимают, что наследие советской культуры и советского прошлого в целом стоит использовать так, чтобы оно приобрело иные функции. Действительно, в Европе практика, когда такие районы превращали в районы культурной индустрии, довольно распространена. И Донецкий регион по своей структуре соответствует требованиям: здесь много заброшенных зданий, которые можно превратить в своего рода арт-центры, центры современного искусства. Проблема Донецка — это еще и проблема брендинга. У нас если и есть какое-то позиционирование, то оно относится либо к советскому прошлому, либо к новым «трендам», как, например, «Донбасс-Арена». Но культурная индустрия гораздо глубже. Это то, что позволит Украине войти в перечень стран, которые развивают свои индустриальные регионы благодаря культуре. Ведь нечто подобное есть и в Америке, и в Польше, и в Германии. Не знаю только, насколько жители Донецка готовы это воспринять. Но главное, по моему мнению, начать.

2. В этом событии я усматриваю два аспекта. Первый заключается в том, что Донецк присоединится к другим европейским городам, сыграет роль элемента внешней значимости как элемента престижа. Второй, который гораздо важнее, — это событие отразится на самом Донецком регионе. Я полагаю, если будет резонанс и в ряде европейских газет напишут, что к этой акции присоединился такой город, как Донецк, у нас на это событие обратят должное внимание. Для людей это, наверное, станет очередным культурным событием. Но, с другой стороны, из таких «очередных» культурных событий и состоят глубинные изменения в сознании, в отношении к современной культуре и к своему городу. Я не думаю, что сегодня жители Донецка готовы воспринимать эту инициативу как действительно культурную индустрию. Творческие люди, «новая интеллигенция» воспримут это дело положительно и, думаю, приложат к нему руку. А вот как воспримут это событие «обычные» люди, зависит в первую очередь от средств массовой информации. Но мне кажется, что интерес вызовет как раз то, что будет после: когда Донецк приобщится к европейским культурно-индустриальным тенденциям, тогда — уже постфактум — это обратит внимание и тех, кто оставался в стороне.

3. На имени Хьюза стоит и можно строить новые смыслы. С одной стороны, мы вроде бы все уже знаем об этом периоде, но, с другой стороны, мы в глубину не заглядывали. Мне кажется, с этого и стоит начинать. То есть прежде чем говорить о Донбассе космическом, наверное, стоит поднять пласт истории, дать толчок тому, что может показать Донецк по отношению к классической западной культуре. Акцент может заключаться в том, что в промышленном городе еще при его основании возможны были такие элементы, как классическое европейское образование. Понятно, доступ к нему имели отдельные слои населения. Но об этом стоит говорить, это нужно показывать. Ведь в нашем городе не все так однозначно. И проблема Донецка заключается именно в том, что он воспринимается односторонне. Если удастся показать нечто иное, отношение к городу изменится. Именно эта альтернатива может заинтересовать нашу молодежь. Потому что «Донецк космический» — это как-то слишком от нас далеко, «Донецк экологический» нам понятен, и это очень важно, бесспорно, но и глубинные вещи были бы очень интересны молодому поколению, они бы увидели свой город совершенно с другой сторон

4. Я бы не сказала, что это полярные сферы, они просто разные. И хорошо, что они есть, ведь каждый житель города может найти для себя то, что действительно ему нужно. Для кого-то имеет значение, что Донецк — это футбол. Кому-то важен Донецк классической музыки и балета. Может быть, на данном этапе не так уж и важно проводить водораздел, пусть каждый ищет что-то свое.

5. Вы говорите о том, что Донецк должен стать культурным центром. Но почему он им должен стать? Город — это огромный конгломерат. Он по определению не может не быть культурным центром, особенно такие крупные города, как Донецк. Другое дело — потребности тех людей, которые тут живут. Что им может дать массовая культура? Сегодня с объектами массовой культуры в Донецке все в порядке, и он ничем не уступает другим городам. Другое дело, что сейчас, возможно, нужна другая культура, требующая более серьезного осмысления и понимания.

ИЛЬЯ КОНОНОВ: «ДЛЯ ДОНБАССА ЖИЗНЕННО ВАЖНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРЕХОД К ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ»

1. Я думаю, что он вошел в это число. Донбасс, наверное, можно сравнивать со Шленском в Польше и Руром в Германии, с Уэльсом в Великобритании. Это один из наиболее мощных индустриальных центров. Можно ли называть их депрессивными? Наверное, нет. Сейчас Донбасс, конечно, проблематичен — в экономическом, социальном, культурном отношениях. И эта проблемность его существования ощутима последние 20 лет. А после 2010-го ситуация, я бы сказал, даже ухудшилась. Но это отдельная тема. Если говорить непосредственно о Донбассе, то есть множество аспектов. Если говорить о Донбассе с этнокультурной точки зрения, то это регион синтеза украинской и русской культур, он был одним из центров семиозиса современных культур, поэтому совершенно ошибочно воспринимать его как культурно бедный регион.

2. Рур (крупнейший промышленный район Германии. — Ред.) прошел свою эволюцию, наверное, до конца. В польской социологии есть такое понятие, как «архивный регион», то есть регион, который остался в памяти. Я сомневаюсь, что Рур сейчас актуален в этом аспекте. Он пережил глубокую реконструкцию. Что касается Донбасса, то у нас пик индустриального развития пришелся на середину 1970-х гг., в то время как Рур уже переживал кризис. Вот и у нас эти проблемы возникали.

Донбассу нужны не те символы, которые его связывают с прошлым, а те, которые будут основываться на будущем. Мне кажется, что для Донбасса сейчас жизненно важным является переход к информационной экономике, к тому, что часто называют постиндустриальной экономикой. Информационная экономика, экономика знаний — это очень важно. Для Донбасса необходимо подчеркнуть культурную открытость, наименьшее этническое противостояние, то есть толерантность, упорство в достижение целей и, конечно, нам необходима креативность и достижения в науке. К сожалению, в реальной жизни у нас произошло не преодоление кризисных моментов, а, скорее, наоборот — возвращение к индустриальному обществу, причем в наиболее затратных фрагментах: металлургии, химии.

3. Конечно, если говорить о позиционировании региона среди других областей, то не следует забывать о его истории. Вряд ли можно свести сущность города к одному имени, даже выдающемуся. И если говорить об истории Донбасса, то следует говорить об этнических границах между российским и украинским организмами. Они не имеют жестких рамок, являясь широкими контактными зонами. И если говорить об интеллектуальной истории, то она состоит как раз во взаимодействии этих двух культур, в формировании того, что я называю «доминирующей структурной коалицией» в структуре региона.

4. Футбол давно превратился в игру богатых, и он выполняет не только спортивные функции. Во многом он превратился в манипулятивный инструмент с целью сформировать чувство солидарности там, где этой солидарности в принципе нет, — между верхами и низами общества. Как сосуществуют спорт и классика? Фрагментарно. Часто не хватает синергетического эффекта. Что здесь может помочь? Наверное, свободная пресса. У нас такая есть, но она также фрагментарна в отношении культуры.

5. Луганск во многом утратил те возможности, которые у него были. Мне кажется, что в современность Луганск может вписаться только через свои классические университеты. По моему мнению, это именно то, что дает ему возможность позиционировать себя как современный культурный город.

Мария ТОМАК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ