Вопрос «будет ли у нас Силиконовая долина?» имеет абсолютно конкретный ответ. И натолкнула нас на этот ответ учительница физики из села Балановка Бершадского района Лидия Ивановна Кушнир. Она рассказала историю двух братьев-близнецов — Леонида и Николая Тузенко. Это невероятно талантливые юноши, победители и призеры многих международных олимпиад по физике и математике. Возможно, эти ребята станут в будущем нобелевскими лауреатами. Лидия Ивановна гордится такими учениками и сожалеет, что они уже не в Украине.
Недавно мы побывали в Балановке, зашли в уютное жилище Тузенко. В тот день был дома только хозяин, жена его поехала в Киев встречать сыновей, которые должны были приехать на каникулы. Дмитрий Филиппович оказался очень приветливым человеком и интересным собеседником.
Путь в большую науку у братьев Леонида и Николая Тузенко начался в школе родного села.
Весной 2007 г. восьмиклассники Леня и Коля Тузенко вошли в финал Европейского конкурса международного чемпионата по решению логических задач. И тогда местная пресса обратилась ко всем небезразличным людям с призывом помочь ребятам поехать во Францию. Ведь нужно было 25 тысяч гривен. А у родителей — строителя Дмитрия Филипповича и работника магазина Веры Дмитриевны — таких денег не было. И уже думали отказаться от этой поездки, но учителя настояли, что ехать нужно, ведь такой шанс редко кому выпадает. Поэтому все-таки совместными усилиями, при помощи меценатов, собрали необходимые средства. Ребята же, образно говоря, покорили Париж, заняв первые места в Еврокубке! Организаторам даже пришлось срочно изготовить вторую золотую медаль, потому что никто не надеялся, что победят оба брата.
Это была первая, но не единственная победа. Потому что дальше ребята, которые после восьмого класса стали учениками физико-математического лицея при Национальном университете им. Т. Г. Шевченко, не переставали удивлять, становясь победителями или призерами разных международных олимпиад — в Хорватии, Мексике, Казахстане. И что интересно: практически все награды, медали, призы — одинаковые, как говорят, равносильные.
На вопрос, в чем же заключается феномен братьев Тузенко, отец назвал такие составляющие: в первую очередь, дар Божий. Далее — усилия учителей, которые увидели этот дар и развили его, это Лидия Кушнир и Лидия Дзюбенко. Затем — трудолюбие.
Конечно же, как не упомянуть и о родителях, родивших и воспитавших таких детей. Они создали им такие условия, чтобы наиболее полно раскрылся их талант:
— Если бы мы проигнорировали приглашение на разные олимпиады, не пускали их, то это было бы родительским преступлением, — говорит Дмитрий Филиппович. — Хотя, невзирая на помощь разных спонсоров, нам живется нелегко. Ребята к этому относятся с пониманием.
С раннего детства Леонид и Николай ничем не отличались от других детей — так же пасли корову (даже по их просьбе родители завели вторую), играли в футбол, мечтали о том, что станут футболистами, были коммуникабельными, компанейскими ребятами. Но были у них черты, не особо характерные для других, — они ко всему относились серьезно, по-взрослому. Касалось ли это помощи родителям по хозяйству, или учебы, или игры в футбол.
— Ребята экономят, не потратят лишнюю копейку, бережно относятся к одежде, вещам. Нас очень радует, что не переняли ни у кого вредные привычки, — рассказывает Дмитрий Филиппович. — Когда в лицее их одноклассница оказалась под угрозой исключения из-за отставания по физике и математике, они помогли ей по этим предметам. Кстати, кроме основных предметов, в совершенстве выучили английский язык.
Близнецы всегда шли впереди других. И всегда получали престижные награды не только в предметных олимпиадах. Скажем, они становились победителями акции «Гордость страны», имеют награды от президентов Виктора Ющенко, Леонида Кучмы, получали стипендию от Святослава Вакарчука. А еще в их комнате в родительском доме есть футбольный мяч от Андрея Шевченко и немало других памятных вещей.
Отец с гордостью показывает достаточно большую папку с газетными статьями о сыновьях. Но при этом отмечает, что звездная болезнь Лене и Коле не угрожает — они очень спокойно относятся к повышенному вниманию журналистов. Понимают, что все зависит от них самих.
...А через несколько дней мы встретились с самими ребятами, которым, кстати, сегодня, 11 марта, исполняется по восемнадцать лет.
Во время разговора юные вундеркинды просили не называть место их учебы.
— Нам нужно учиться, а не интервью раздавать, — в унисон сказали ребята. — А если журналисты узнают о месте нашей учебы, то не будут давать покоя и возможности спокойно учиться. И зачем нам лишнее внимание?
Учатся Тузенко в очень престижном заведении за пределами Украины. Полностью отдаются учебе. Ведь сами сделали выбор из большого количества предложений, поступавших еще в лицее (кстати, окончили его с золотыми медалями).
Несколько мыслей после встречи. Самым большим достижением любого общества является интеллектуальный потенциал. Это ресурс, который даст возможность развиваться в любых реалиях. Примером такого развития является Япония. Ведь не владея большими запасами природных ресурсов и благодаря высокой организации общества и развитой науки, страна имеет высокий экономический потенциал.
Развитие науки и технологий должно стать приоритетом для Украины. Эти цели активно декларируются нынешней властью, и такие декларации являются обоснованными и абсолютно понятными. Но соответствуют ли декларации действительности? Ситуация напоминает старый анекдот: «В нашей стране все делается ради людей, и мы знаем этих людей». Правительственные чиновники обещают построить в Украине аналог Силиконовой долины. И какая-то компания обязательно получит подряд на строительство такого центра, тогда, возможно, научный городок приобретет материальные контуры. Но главным наполнением такого проекта являются не здания и инфраструктура, а научные кадры.
Научные кадры, в первую очередь, являются результатом образовательного процесса.
Публичная дискуссия, которая ведется на страницах газеты «День» и в других СМИ по поводу реформирования образования, похоже, никоим образом не влияет на взгляды и действия власти. По-видимому, основной причиной такого положения вещей является абсолютная оторванность чиновников от реального состояния дел в образовательных заведениях, непонимание целей и задач, которые стоят перед образовательным процессом. От учителей приходится слышать о неоправданно большом объеме бумажной работы, которая создает виртуальную видимость образовательного процесса и забирает львиную долю времени, такого необходимого для непосредственного общения с учениками. Об этом кричат все педагоги-практики, но абсолютно не слышат чиновники. Для того чтобы в недрах системы образования рождались будущие гении, нужно не запихивать в их головы огромный массив разной информации, а учить думать и мотивировать их стремление к самообразованию, стимулировать творческий подход. Понятно, что это прописные истины, но почему-то эти прописные истины не становятся принципами формирования образовательного процесса.
Имеем ли мы перспективу для создания собственной Силиконовой долины?
Пока что, невзирая на все проблемы в образовании, мы действительно богаты талантливыми учеными и перспективной молодежью. Но на протяжении всего времени независимости Украины постепенно теряем эти бесценные кадры, из-за трудовой иммиграции и так называемого экспорта мозгов. Основной причиной этих потерь является материальная составляющая. Почему-то так сложилось, что в нашей стране распределение материальных благ имеет явный крен в сторону политиков и чиновников. Поэтому главный герой романа Лины Костенко «Записки українського самашедшого» имеет друга в Калифорнийской Силиконовой долине, наш земляк и друг из Чечельника тоже уже много лет работает программистом в Канаде. И таких примеров, когда украинские «светлые головы» работают на процветание разных государств — тысячи.
Есть уверенность в том, что через несколько лет мы еще услышим фамилию Тузенко. И при этом вспомним, что путь в большую науку у Леонида и Николая начинался с сельской школы, с подольской глубинки (слышите, сторонники «оптимизации», а по сути — закрытия школ?). Очень хочется надеяться, что продолжится этот путь в Украине, а не где-то в далеких мирах.
КОММЕНТАРИИ
Лида КУШНИР, преподаватель физики Балановской ООШ I—III степеней, отличник народного образования, учитель братьев Тузенко:
— Село существует до тех пор, пока существует школа. Человек закаляет свою сущность и становится личностью именно в детские годы. Без этого становление нации будет лишено основного — духовной основы, своего потенциала. Закрывая школы, государство, возможно, сэкономит средства, однако лишится намного более ценного, что спрятано в счастливых глазах детей. Сохраним школу — возвеличим духовность.
Василий ГОЛОДНЮК, сельский голова с. Луги Чечельницкого района:
— Дети должны иметь возможность получать качественные знания независимо от их местожительства и социального статуса родителей. Поэтому оптимизация школ действительно необходима. Не может малокомплектная школа, где один учитель преподает три предмета, дать необходимые знания. Но такая оптимизация, заканчивающаяся закрытием школ, не принесет пользы. Нужен комплексный подход, и этот процесс необходимо начинать с создания инфраструктуры, а не разрушения того, что есть. Если не будет школьного автобуса и качественной дороги, то сельские дети, вместо того чтобы получить качественные знания, вообще будут оторваны от образовательного процесса.
Реформы должны улучшать жизнь, а не загонять ситуацию в тупик.
Николай РОЗДОРОЖНЫЙ, директор ООШ I-III степеней. Новая Ободивка Тростянецкого района Винницкой области:
— Право на качественное и полноценное образование имеют все дети, независимо от того, где проживают, — в селе или городе. Обязанность учителей — правильно направить ребенка, заметить в нем и раздуть ту маленькую искорку, из которой должен разгореться огонь творчества, раскрыться на полную силу талант, как это сделали наши коллеги из соседнего Бершадского района. Конечно, многое зависит от родителей, и я уверен, что они очень правильно поступили, что дали возможность ребятам отправиться в самостоятельный полет, всячески поддерживая их. Вот только стоит подумать, почему сами братья избрали местом дальнейшей учебы не Украину. Думаю, они хорошо взвешивали все аргументы «за» и «против», увидели, как у нас относятся к научной элите. Время покажет, правильно ли они сделали. Хотя, на мой взгляд, это проблема не столько их личная, сколько общегосударственная.
Что касается оптимизации образования, то здесь нужно подходить взвешенно и вдумчиво. Иногда толчок к реальным шагам в этом направлении делают сами дети и родители. Скажем, осенью своеобразный демарш организовали практически все ученики: из школы соседнего бригадного села — Бережанки — в Ободовку и Новую Ободовку перешло более сорока детей. Они увидели, что уровень обучения и воспитания у нас намного выше, есть компьютерные классы, спортивные залы, библиотеки и так далее. Не хочу ничего плохого сказать о своих коллегах из Бережанки, но мы должны заботиться в первую очередь об интересах ребенка. Хотя в связи с этим неожиданным переходом возникло немало проблем, их удалось решить, и теперь дети получают полноценное образование. Возможно, о ком-то из них вскоре узнает широкая общественность.
Пример братьев Тузенко, на мой взгляд, должен стать показательным, о нем нужно рассказывать учителям, родителям, детям. А таланты нужно искать везде, в каждой школе. Ведь такова наша миссия.
Светлана НИЧ, учительница информатики Чечельницкой ООШ №1:
— Ученики и их родители стали больше ценить знания после введения тестирования. Мотивация для получения качественного образования возросла. Как учительница и как мама, имеющая двух сыновей — студента и школьника, — я понимаю, что школьная система образования нуждается в совершенствовании, и потому перемены необходимы. Но в центре этих перемен должны быть дети и их потребности, а не прихоти чиновников. Бесконечные метания в разные стороны причиняют вред образовательному процессу. Учеба в старших классах должна быть профильной, и одной из задач государства является обеспечение равных возможностей для получения таких знаний. Профильное обучение возможно только в больших школах, которые и должны стать центрами подготовки для поступающих в высшие учебные заведения. А небольшие сельские школы должны обеспечивать качественное начальное образование. Такая школа — это не только образовательное заведение, это еще и социальное учреждение. Учитель здесь — это профильный специалист, воспитатель, психолог и в какой-то степени даже папа с мамой.
Лилия КОРЧЕВСКАЯ, работала сельским головой в с. Бритавка Чечельницкого р-на Винницкой обл., учительница изобразительного искусства и музыки:
— Школа в селе — это его основа и перспектива. Закрытие школ —большая ошибка. Конечно, легче закрыть заведение, в котором учится 50 учеников, нежели создать необходимые условия, построить инфраструктуру, чтобы село возродилось. Сельская школа должна иметь широкий курс школьных предметов, так как у сельских детей нет выбора между гимназией, профильным лицеем или общеобразовательной школой, а личности нужно развиваться всесторонне.
Я выросла в селе, сформировалась как учитель в сельской школе, мне не раз приходилось убеждаться, что у сельских детей особенная образность мышления, они добрее, искреннее, лучше знают традиции и культуру народа. Если бы государство заботилось о своем будущем, оно бы никогда не рубило корни, из которых выросло.