Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Феномен рулетки

Виктор НЕБОЖЕНКО: «У Юлии Тимошенко шансов стать премьер-министром очень мало. У Януковича еще меньше»
10 июля, 2007 - 19:58
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

Делить шкуру неубитого медведя — одно из любимых занятий отечественных политиков. Ведь, несмотря на то, что выборы пусть в недалеком, но все же будущем; несмотря на то, что неизвестным остается результат народного волеизъявления и, соответственно, формат и расцветка правящей парламентской коалиции, которая, согласно Основному закону и подает на рассмотрение Президенту кандидата в премьер-министры, политики из разных лагерей уже активно гадают на премьерской гуще и пророчат в лидеры Кабмина каждый «своего» претендента.

Так все же: кто имеет наибольшие шансы стать премьером? Какой будет будущая коалиция, и забудут ли украинцы в скором постизбирательном будущем пресловутое слово «кризис»? Эти и другие вопросы «День» адресовал известному политологу, руководителю социологической службы «Украинский барометр» Виктору НЕБОЖЕНКО.

— Сейчас в различных политических лагерях активно муссируется тема конкретных фамилий вероятного премьера, который возглавит правительство после сентябрьских выборов. Среди потенциальных кандидатов фигурируют как Янукович и Тимошенко, так и принципиально новые фигуры, в частности, Виктор Балога и Ринат Ахметов. Как вы думаете, на что рассчитывают политики, которые поднимают в персонифицированном варианте премьерскую тему еще до выборов и кто, на ваш взгляд, имеет наибольшие шансы стать главой будущего правительства?

— В данном вопросе следует четко отличать политику и пиар. Вот, скажем, для БЮТ, в силу отсутствия идеологии и исключительно персонифицированного характера партии, избирательная кампания с лозунгом: «Вы выбираете премьера», это нормальная пиар-кампания. И в этом, кстати, ничего плохого нет, хотя, на мой взгляд, шансов у Юлии Владимировны стать премьер-министром очень мало. У Януковича еще меньше, поскольку третий раз этот номер уже не пройдет по многим причинам. Что касается Балоги. Его уже «засветили» как кандидата в премьеры представители дружественных политсил. У Ираклия, кстати, есть такое выражение: «Дружественный огонь». Так вот, его, похоже, накрыли этим дружественным огнем. И дружественные политики, преподнесли такой секрет полишинеля. Этого, в общем-то, нельзя делать, потому что до выборов никто не договаривается. Для того, собственно говоря, и существуют выборы: чтобы, увидев реальную расстановку сил, вступить в переговорный процесс. И если политика объявляют самым верным претендентом, то, как правило, это свидетельствует о том, что большинство других не хочет, чтобы он был премьер-министром. И что бы там не думал лично о себе Балога… Ну, кто, скажите, из депутатского корпуса, не хочет быть премьер-министром? Все хотят. Они все считают, что достойны этого. Кто реально может стать премьером? Может быть Тигипко, может быть Ахметов, может быть Яценюк. Последний, исключительно из хорошо сохранившегося возраста. В меньшей степени, повторяю, Тимошенко или Янукович. Что, к слову, делает возможным их разговор на тему: «А что же нам делать с будущим премьер-министром?».

— Как вы считаете, нормальным является тот факт, что глава государства, еще до выборов делает своего рода идентификацию фигуры будущего премьер- министра? Виктор Ющенко, в частности, говорит, что видит во главе правительства патриота, который говорит на украинском языке и так далее.

— Президент, надо признать, очень корректно высказался касательно персоны будущего премьера.

— Он, знаете, как в старом еврейском анекдоте сказал: «И ты права, и ты прав, и ты…». То есть, он говорит, что может и Тимошенко быть, и Янукович. В данном случае, надо отдать должное тому, что Президент оставляет себе простор для политического маневра. Даже знаменитый его критерий, дескать, давайте выберем премьером того, кто будет защищать национальные интересы, дает простор самым необузданным фантазиям и закрывает перспективы самым перспективным.

— С каким премьером, на ваш взгляд, Президент может сработаться настолько, что украинцы забудут слово «кризис»?

— Хороший вопрос. Ну, я вам тогда дам самый чудовищный ответ. С премьером, который может стать реальным конкурентом ему на президентских выборах.

— Президент нынче активизировал свою общественную деятельность. Может ли это свидетельствовать о том, что Виктор Ющенко, о чем, к слову, часто говорят ваши коллеги политологи, де-факто начал президентскую кампанию?

— Нет, еще нет. Как политтехнолог, я еще не вижу признаков того, что он начал президентскую кампанию. Может он уже субъективно и начал, но я, как профессионал, считаю, что ему еще рано думать о досрочных президентских выборах. Для этого пока нет оснований.

— А как вы считаете, после парламентских выборов, образно говоря, двухцветные Президент и премьер (гарант — оранжевый, премьер — синий) могут работать в унисон?

— Да, но только без коалиции. Вполне возможно, что украинская элита обойдет вопрос коалициады и потом выберет себе технического премьер-министра. Скорее всего, эти выборы ничего не дадут и закончатся борьбой за пост премьер-министра, а не за формирование коалиции. В итоге все это может закончиться очень просто: рыхлое парламентское большинство, голосующее ситуативно по любому поводу.

— В условиях столь быстротечной избирательной кампании, имеют ли шанс, на ваш взгляд, пополнить парламент будущего созыва новые партийные игроки или нынешний марафон — это битва политических гигантов?

— Несколько партий могут и проскочить, хотя бы в силу того, что в этой быстротечности есть феномен рулетки.

— Каковы перспективы создания на основе блока «Наша Украина — Народная Самооборона» единой пропрезидентской партии?

— Если этот блок наберет на выборах хотя бы 15%, то ни о какой партии не может быть и речи. Если они хотя бы чуть-чуть улучшат результат, тогда можно и впредь наслаждаться этими надеждами.

— На днях действующий премьер отпраздновал 57-летие. Как вы считаете, насколько отличается Виктор Янукович «до» и «после» оранжевой революции?

— Очень сильно он изменился. Янукович, которого я помню в 2000, в 2002, в 2004 годах, и Янукович, сейчас — это совершенно разные люди. Я думаю, что он сейчас бы сам себя не узнал и страшно бы возмущался, своим портретом образца 2000 года. То был провинциал с самыми простыми психологическими характеристиками, а сейчас это сильный и зрелый человек.

— Ваш прогноз касательно формата будущей коалиции?

— Не будет коалиции, будет техническое большинство и технический премьер- министр. Они будут голосовать в соответствии с тем или иным законом, вот и все.

— Если это будет техническое большинство, то каких партийных оттенков?

— Мне кажется, что больше всего постов поделят между собой «Партия регионов» и «Наша Украина», в независимости от результатов, которые получит БЮТ.

Беседу вела Наталия РОМАШОВА
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ