На следующей неделе исполняется год со дня выхода указа Президента Украины «О неотложных мерах по ускорению приватизации имущества в Украине», в развитие которого парламентом была принята Государственная программа приватизации на 2000 — 2002 годы. Именно этой дате была посвящена вчерашняя конференция «Основные достижения и перспективы приватизации в Украине», устроенная Фондом государственного имущества при поддержке Верховной Рады и нескольких украинских и зарубежных организаций.
В короткой вступительной речи председатель Фонда государственного имущества Александр Бондарь отметил, что украинские приватизаторы хотя и не выполнили полностью задание, предусмотренное на 2000 год указом Президента (2,5 млрд. грн.), но все же должны выдать «на бюджетные гора» невиданную до сих пор в Украине сумму — более 2 миллиардов гривен (на сегодняшний день уже поступило 1,74 млрд. грн.). А.Бондарь, сказал, что до конца года бюджет получит еще 250 млн. грн. По его словам, это будет «новогодний подарок» украинским военным, которым правительство задолжало зарплату. По мнению главного приватизатора страны, те, кто распоряжается средствами, полученными от приватизации, должны были бы всегда извещать пенсионеров, бюджетников о том, за счет каких именно поступлений в бюджет возвращаются им долги.
Перечислив немногочисленные стратегические объекты (10), которые впервые за новейшую историю Украины продавались за деньги и обеспечили львиную долю приватизационных поступлений, А.Бондарь сосредоточился на «негативных аспектах». Его тревожит, что в этом году не состоялись конкурсы по продаже Крымского содового и Харцизского трубного заводов, которые должны были принести в казну 500 млн. грн. Но самый большой вред приватизационному процессу, по его мнению, нанес уже состоявшийся конкурс, а именно — по продаже Запорожского алюминиевого комбината. По его словам, кроме того, что в этом году уже не будут получены средства, которые должен внести победитель ($101,5 млн.), течение конкурса, которое характеризовалось давлением на тендерную комиссию со стороны правительства, не прибавило имиджа приватизации в Украине и не будет способствовать привлечению иностранных инвесторов. Поэтому, ФГИ намеревается инициировать соответствующие изменения в упомянутый выше указ с тем, чтобы обезопасить себя от неправомерного внешнего давления. А.Бондарь отметил: если статус Фонда далее останется таким, как в 2000 году, то можно не надеяться на выполнение заданий (5,9 млрд. грн.), запланированных на следующий год. «Будут продолжаться конфликты и недоразумения, а я не хочу оставаться, как нынче, мальчиком для битья», — сказал руководитель ФГИ и напомнил слова одного из бывших работников этого государственного учреждения: «Всем известно: все хорошее сделано Кабмином, все плохое — ФГИ».
Намерения главы Фонда госимущества защититься от давления со стороны правительства поддержали в своих выступлениях председатель Комитета ВР по вопросам экономической политики Алексей Костусев и председатель парламентской контрольной комиссии по вопросам приватизации Александр Рябченко. А.Костусев подверг острой критике действия Кабмина в отношении приватизации «Укртелекома» и отметил, что на заседании Комитета по вопросам промышленности, транспорта и связи работа правительства в этом направлении оценена как неудовлетворительная. «Если правительство и далее будет медлить с этим вопросом, — заметил народный депутат, — то в 2001 году предусмотренные доходными статьями средства от приватизации этого объекта не поступят в бюджет и эти статьи полетят..., а за ними и расходные статьи, за которыми живые люди...». А.Костусев высказал мнение, что новым законом о Фонде госимущества, который нынче готовится, ФГИ следует вывести из-под влияния правительства и подчинить Президенту.
Руководитель управления экономической и социальной политики администрации Президента Евгений Григоренко рассказал о некоторых выводах совещания по вопросам приватизации, состоявшегося под председательством Леонида Кучмы. По словам Е.Григоренко, на нем были вскрыты механизмы и методы, с помощью которых лоббируются, проталкиваются решения, обусловленные интересами тех или иных групп, способных сегодня влиять на политику. По итогам совещания подготовлен пакет документов, который исходит из того, что Украине необходимо широко раскрыть двери для зарубежных инвесторов, причем это будет сложная задача, поскольку нельзя допустить к приватизации оффшорные компании. По данным Е.Григоренко, в будущем году должно дойти и до приватизации естественных монополий, а на сегодня еще не создано соответствующих регуляторных комиссий. Президент поставил задачу выйти на уровень 8-12 процентов монополизации промышленности, хотя сегодня этот уровень составляет 25-27 процентов. Это — один из наиболее сложных элементов реформ.
Е.Григоренко отметил, что Президент поддерживал и поддерживает Фонд государственного имущества, поскольку именно эта структура является главным действующим лицом, должна принимать решения и отвечать за них, а не быть зиц-председателем в процессе приватизации, отвечая за чужие решения. Цена ошибок будет чрезмерно высокой.