В начале февраля нынешнего года группа инвалидов-ликвидаторов аварии на ЧАЭС Житомирщины начала процедуру подготовки документов для обращения в Европейский Суд по правам человека. Повод — начисление выплат на оздоровление и некоторых других компенсаций. Суть дела в том, что согласно статье 48 Закона «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы», по состоянию на прошлый год эти люди должны были получать ежегодно в зависимости от группы инвалидности помощь на оздоровление: от 555 до 925 гривен и одноразовые компенсации в связи с потерей здоровья — от 5550 до 11100 грн. (Эти выплаты определяются как кратные в определенных соотношениях минимальной заработной плате и с нынешнего года должны быть еще большими). А в действительности в первом случае им платят каждый год и то с задержкой помощь от 21 грн. 50 коп. до 26 грн. 70 коп., и от 189 грн. 60 коп. до 379 грн. 30 коп. компенсации во втором. И это при условии, что реально они часто не могут, хотя это и обусловлено тем же «чернобыльским» законом, бесплатно лечиться или получать бесплатно необходимые лекарства. Да еще в последние годы существенно снизились их возможности в получении бесплатных или льготных путевок для лечения в санаториях. Почему так складывается ситуация? А потому, что органы социальной защиты, через которые проходят названные выплаты, начисляют и платят их, используя положения законов о минимальной заработной плате, которые ежегодно принимает парламент, и постановление Кабмина от 26 июля 1996 года (?) №836, в котором и указаны те невысокие фиксированные суммы. Не вдаваясь пока в юридические тонкости, все же следует заметить, что из буквы и духа законоположений о минимальной зарплате вытекает то, что должно было сделать правительство: каждый год в дополнение к этим законам принимать новое постановление об упомянутых компенсациях. Тем более, что каждый год, особенно в последнее время, расходная часть госбюджета, из которого они выплачиваются, увеличивается. (Правда, это касается не только «чернобыльских», но и всех других видов социальных выплат). И вот самые настойчивые из ликвидаторов области решили обжаловать действия чиновников в судебном порядке. Помочь им взялся председатель Житомирского городского отделения Международного общества прав человека Андрей Мельничук.
...Ликвидатор 1-ой категории, инвалид Николай Станишевский (в зоне разрушенного 4-го блока ЧАЭС он в составе инженерного полка работал в середине мая 1986 года) высказал «Дню» свое мнение по поводу упомянутой ситуации прямо: «Платить правильно эти компенсации нам никто не хочет. Считаю, что закон на нашей стороне, и я буду защищать свои права. Если нужно будет, то до Европейского Суда дойду». В суде первой инстанции он получил отказ в отношении основных требований, причем рассматривала его иск судья (фамилия ее в данном случае не имеет особого смысла), которая до этого в аналогичном деле вынесла решение в пользу «чернобыльца». (Потом она объясняла «Дню», что сделала это, поскольку апелляционный суд Житомирской области начал отменять подобные решения.)
На момент написания материала положительные решения по своим искам и исполнительные письма на взыскание соответствующих сумм из управлений социальной защиты получили 45 человек, но большинству судьи отказали. Аргументы тех судей, которые поддержали ликвидаторов, прежде всего включают ссылку на решение Конституционного Суда по некоторым законам, в частности по Закону «О Государственном бюджете Украины на 2001 год», а также на то, что упомянутое постановление КМ от 26.07.1996 года №836 не имеет юридического преимущества над законом и не может его изменить. Также отсутствие в достаточном размере выделенных средств не является основанием для отказа в удовлетворении исков ликвидаторов. Однако даже по выигранным последним делам присужденных сумм помощи и компенсаций они до сих пор не получили. В одном из официальных ответов некоторым из них областное управление юстиции выдвигает аргумент, что представителям государственной исполнительной службы не понятно, из каких счетов соответствующих управлений соцзащиты взыскивать средства на полный размер помощи и компенсаций. Теперь ликвидаторы собираются судиться еще и с исполнительной службой.
Вот что по этому поводу говорит уже упомянутый Андрей Мельничук, юрист по профессии. «Мы считаем, что в данном случае люди ограничены в праве на защиту своих интересов юридическим путем. Обращаются к нам ликвидаторы и по поводу неправильного начисления пенсий, или длительной невыплаты компенсаций за потерянное в загрязненных радиацией районах жилье, которое они до этого времени не получили. А что касается исков об упомянутых «чернобыльских» компенсациях, то мы собираемся использовать все правовые механизмы, которые существуют в нашем государстве, для положительного для «чернобыльцев» решения этого вопроса. А в случае невозможности сделать это на национальном уровне, придется обращаться в международные инстанции. И я оцениваю перспективу рассмотрения его в Европейском Суде по правам человека как благоприятную для ликвидаторов где-то на 90 процентов».
В свою очередь заместитель начальника Главного управления труда и социальной защиты Житомирской облгосадминистрации Василий Павлюк заверял «День», что этот орган и его подразделения были бы на стороне «чернобыльцев», поскольку должны защищать интересы граждан. Однако, по его словам, учитывая именно законы о минимальной зарплате и госбюджете проводят начисления как помощи, так и компенсаций упомянутым выше образом, поскольку в случае ошибки превышения их сумм будет оплачивать тот работник, который его допустил. А судьи, которые выносили сначала решения в пользу ликвидаторов, потом, по мнению чиновника, разобрались в сути проблемы.
Вообще похоже на то, что мы имеем дело, к сожалению, с типичной ситуацией, когда по мотивам недостаточности бюджетных средств долгое время консервируется ситуация с невыплатой в полных и довольно существенных размерах обусловленных соответствующими законами социальных выплат в виде различного рода помощи и компенсаций. (Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос, насколько обоснованными были те законы с экономической точки зрения в момент их принятия. Однако они были приняты и должны выполняться. В том числе, учитывая конституционные гарантии). Причем касается это, как уже указывалось, не только «чернобыльцев», но и других, весьма уязвимых категорий наших сограждан. И, как видно из вышеизложенного, уже нашлись (насколько известно автору, не только на Житомирщине) люди, которые довольно успешно через суды доказывают правовую уязвимость такой ситуации. И она может обостриться, особенно в связи с запланированной реформой социальных выплат в направлении установления адресной помощи. Уже сейчас Украина в числе лидеров по обращениям своих граждан в Европейский Суд по правам человека. Ныне туда готовятся направить свои иски «чернобыльцы» Житомирщины. Однако, если компетентные властные институты решили, что лучше будет, если все больше граждан Украины будут оббивать пороги судов, в том числе международных, чем платить им довольно значительные суммы (судя по некоторым документам дело выглядит именно так), то встает вопрос, насколько точно просчитаны социальные и политические последствия таких подходов. И, похоже, касается это не только «старых» законов — ситуация с новым пенсионным законодательством также довольно показательна в этом плане.