«Я бы не называл нынешнее состояние отношений с Россией напряжением. У меня большой опыт участия в развитии отношений с Москвой. И поверьте: это — не напряжение», — отметил в эксклюзивном интервью «Дню» министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк, комментируя нынешний этап диалога Киева и Москвы, омраченного газовыми спорами.
ЕСЛИ НЕ НАПРЯЖЕНИЕ, ТО ЧТО?
Уже несколько недель из информационного пространства Украины и России не исчезает газовая тема. «Украинцы хотят и дальше за бесценок получать такое дорогое во всем мире топливо», — заявляют российские эксперты. «Москва просто использует «газовое оружие» для политического давления», — по большей части к такому мнению склоняются их украинские коллеги. Вопреки воле (или из-за непредусмотрительности?) двухсторонние отношения переживают период очередного обострения. К «газовому похолоданию» в отношениях двум странам действительно не привыкать. Однако в связи с тем, что Украиной руководят политики, легитимность прихода которых к власти подвергали сомнению в Москве на самом высоком уровне, газовая проблема приобретает новый, более широкий контекст. И хотя глава украинского внешнеполитического ведомства пытается потушить пожар, неприятного напряжения в отношениях двух государств все равно не скрыть.
В интервью журналистам «Дня», которое будет опубликовано в ближайших номерах, Борис Тарасюк признал, что «периоды острых обменов, как правило, совпадали с приближением зимы, с приближением заключения очередных протоколов о поставках газа». По его словам, во время газовых переговоров российская сторона также пыталась «решать другие проблемы: или экономического, или политического характера». При этом он подытожил: «Я не помню ни одного случая в истории украинско-российских отношений, когда бы дискуссия вокруг заключения очередных контрактов относительно поставки газа заканчивалась без заключения контракта и без поставок газа. Поэтому не нужно лишний раз драматизировать нынешнюю ситуацию: идет нормальный переговорный процесс, где каждая из сторон пытается максимально обеспечить свои национальные интересы. В этом ничего странного нет».
Возможно, украинская дипломатия где-то не сработала? Приход новой власти действительно предусматривал формирование новых отношений между Украиной и Россией. Именно на отечественных дипломатов ложился значительный груз в создании сбалансированных отношений. Почему не на российских коллег? В первую очередь потому, что российским дипломатам менее всего хотелось бы что-то менять в двухсторонних отношениях. Наверное, Москву не во всем удовлетворяла украинская дипломатия и в предыдущие годы. Однако еще несколько лет тому назад усилия МИД Украины выглядели «островковыми»: дипломаты рекомендовали и делали то, что не укладывалось в «географию» действий высшего руководства. За последний год ситуация изменилась, шаги МИДа Украины по пути европейской и евроатлантической интеграции стали увереннее, что не могло не сказаться на настроениях российской дипломатии. Убедить Москву в том, что внешнеполитические действия Киева не навредят двухсторонним интересам, — задача действительно не из простых. Однако убеждать было необходимо. Что бы Украина ни говорила о взаимозависимости, политический шантаж Киева — ничто по сравнению с политическим шантажом Москвы. Это можно было наблюдать на примере реакции российских политиков на заявление Киева о возможном увеличении платы за аренду Черноморского флота в Крыму... «Вечный стратегический партнер» в результате стал еще больше раздраженным и, кажется, неспособным к каким-то компромиссам. В результате со стороны Газпрома» начали раздаваться заявления о возможном прекращении поставок газа с 1 января следующего года, о новой «переговорной» цене на топливо — 230 долларов...
«ТАК БЫЛО В ПРОШЛОМ»
«Очень трудно применить дипломатию там, где идет речь о поставках газа, об объемах, о ценах. Это — сугубо профессиональная тематика. Тут должны работать профессионалы», — заявил «Дню» министр иностранных дел Борис Тарасюк. На вопрос наших журналистов, нет ли у газовой проблемы более широкого «подтекста», главный дипломат страны лишь сказал: «В прошлом мы были свидетелями, когда проблема поставок энергоносителей использовалась для осуществления давления, для того, чтобы получить экономические или политические дивиденды. Это действительно было в прошлом». При этом Борис Тарасюк попросил не переносить газовую проблему на «всю совокупность украинско- российских отношений». «Они значительно шире, они включают много уровней, много сфер. И энергоносители — лишь одна сфера. Поэтому я не стал бы переносить переговорный процесс по газовой тематике на отношения Украины и России в целом», — подчеркнул он.
Действительно, переносить газовую проблему на весь спектр отношений не стоит. Единственной ли была газовая проблема в двухсторонних отношениях за последний год? Ведь можно вспомнить, что весной разгорелся скандал относительно «нефтяного заговора» российских трейдеров, тогда же были разговоры о пребывании Черноморского флота, об усилении региональных позиций Украины (ГУАМ, Сообщество демократического выбора, приднестровское урегулирование), заявлениях Украины о возможном выходе из СНГ (и в конечном счете — прекращение участия в миссиях наблюдателей этого постсоветского объединения)... Создается впечатление, что украинские дипломаты пока не хотят замечать всей гаммы трудностей отношений с восточным соседом. Если это не напряжение, то что? Складывающаяся ситуация кардинально противоположна той, которую можно было наблюдать раньше. Если до сих пор делался «перегиб» в сторону уступок Москве, то сегодня, похоже, делается перегиб в сторону нервных реакций, неподкрепленных и иногда непродуманных заявлений. И сегодня уже не важно, кто начал первым и кто виноват. Относительно политики России в Украине, наверное, ни у кого не возникало и не возникает особых иллюзий. Москва по-другому представляет свои интересы, многие уважаемые российские политики до сих пор относят Украину к сфере влияния своего государства. И задача Киева заключается в мудром подходе к тому, чтобы эти стереотипы ломать. При отстаивании национальных интересов не всегда следует прибегать к оскорблениям в ответ, к взаимным претензиям...
И СНОВА — САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Насколько продуманным было заявление заместителя руководителя Секретариата Президента Анатолия Матвиенко на прошлой неделе об увеличении до мировых цен платы за аренду российского флота в Украине? Ответы со стороны России показали, что эти слова были неуместны. А позиция МИД Украины засвидетельствовала, что заявление Анатолия Сергеевича было проявлением внешнеполитической самодеятельности.
«Это была точка зрения. Не более. Согласно указа Президента три человека должны высказывать официальную позицию государства. Это — Президент, премьер-министр и министр иностранных дел. Другие должностные лица для того, чтобы обнародовать свою позицию, должны ее согласовывать», — подчеркнул «Дню» Борис Тарасюк. Почему украинские политики до сих пор не смогли усвоить это «золотое правило»? «Думаю, что на все нужно время», — отметил дипломат.
Именно в период нынешнего обострения отношений состоялось увольнение посла Украины в России. Почему было решено оставить это сложное направление внешней политики без посла? Действительно, Николай Билоблоцкий, находясь на должности посла с 1999 года, уже давно превысил допустимые лимиты в дипломатической практике. Об его отставке говорили фактически сразу после оранжевой революции. Почему это не случилось? И почему процесс назначения нового посла находится только на этапе поиска кандидатуры? А именно это вытекает из ответа министра иностранных дел. Разве только неделю тому назад стало известно о том, что Николай Билоблоцкий вот-вот попрощается с дипломатической карьерой.
«Нет посла. Сколько времени нет посла?», — попробовал смягчить остроту проблемы (или пошутить?) министр иностранных дел в ответ на наш вопрос. «Вопрос об отставке Билоблоцкого решен согласно его заявлению и согласно окончанию срока пребывания на должности посла. Ничего тут странного нет», — проинформировал Борис Тарасюк. «Во всех государствах послы назначаются на определенный срок — 3—4 года. У нас этот срок составляет четыре года. Он может быть продолжен, а может быть сокращен волей Президента. Ведь Президент назначает и отзывает послов», — провел главный дипломат небольшой ликбез. И когда же мы узнаем имя нового посла в России? «Как только пройдет процедура согласования, а она достаточно длительная: это определение кандидата, это запрос на агреман, это получение агремана, а потом издание указа», — ответил министр. «День» поинтересовался конкретнее — на каком этапе находится назначение послов в США и в России? Борис Тарасюк ответил: «Кандидатура посла в США уже согласована полностью, в ближайшее время будет издан указ». А по России? «Только уволен посол. Сейчас вопрос находится на этапе рассмотрения предложений кандидатов», — сказал Борис Иванович.
...У разногласий с Россией очень серьезный характер, и последствия этого так сказать «ненапряжения» могут быть очень непредсказуемыми. Российский фактор, без сомнения, активно будет вплетаться в предвыборную ткань в Украине. Какой будет реакция избирателей? Ответ можно спрогнозировать, исходя из последних соцопросов. Большинство украинцев —51% — считают, что отношения Украины и России ухудшились после президентских выборов 2004 года. Об этом свидетельствуют результаты соцопроса, проведенного Международным фондом IFES со 2 по 14 ноября. Лишь 11% считают, что они улучшились. 37% считают, что отношения с Россией не изменились. Граждане явно разочарованы политикой украинской власти в российском направлении. Не исключено, что именно к этому стремятся в Москве, используя газовый рычаг. Хотя, стоит признать, что в определенных обстоятельствах у выбранной Россией линии может быть противоположный ожидаемому эффект. Например, можно вспомнить, как подзабытый «тузлинский кризис», возникший в результате презрительных действий руководства России, продемонстрировал невиданную политическую и общественную консолидацию в Украине...