Об этом заявил министр финансов Игорь Митюков, но не уточнил, на какую сумму реструктуризации согласились владельцы этих «коротких» облигаций (Интерфакс-Украина). По его словам, в конце недели состоится совещание со всеми участниками обмена украинских долговых обязательств, на котором впервые будет оглашена информация об объеме облигаций, на реструктуризацию которых кредиторы уже согласились (по данным Интерфакс-Украина, «газпромовки» с погашением в 2000—2001 гг. — на $280 млн., а с погашением в 2002—2007 гг. — на $735 млн.).
Это сообщение комментирует в интервью «Дню» заместитель председателя правления Национального резервного банка (Москва), являющегося одним из крупнейших держателей «газпромовок», Вячеслав ЮТКИН:
— Мы считаем условия, предложенные украинским правительством, оптимальными, справедливыми и в числе первых подтвердили свое согласие на реструктуризацию. После окончания новации (более мод ное слово со значением реструктуризация —
Авт. ) 15 марта или даже 14 апреля, когда закончатся основные переговоры, мы надеемся вернуться к обсуждению наших предложений, направленных на реструктуризацию долга путем обмена валютных обязательств в гривневые и вложения их в развитие украинского судостроения и других отраслей. На сегодня Минфин Украины отложил рассмотрение этих вопросов, и против этого трудно возразить, поскольку он декларировал (да это принято и международной практикой) равное отношение ко всем кредиторам.
— А как вы оцениваете возможность реструктуризации долга по еврооблигациям?
— Ход этого процесса позволяет говорить об определенном успехе Украины и невозможности движения назад. По достаточно большой массе долгов получено согласие на реструктуризацию. «Незначительным» держателям облигаций придется пойти на эти условия. Как ни удивительно, по отношению к кредиторам Украина ведет себя достаточно цивилизованно. Речь идет вовсе не о дефолте, а об улучшении структуры и обращаемости этих ценных бумаг, максимально (насколько это может сделать заемщик) учтены интересы кредиторов. И даже у тех, кто хотел мгновенного возврата денег, нет оснований для каких-то резких движений. Видя нормальное к себе отношение, кредиторы соглашаются на предложения заемщика. Может найтись около 2% самых упрямых и настойчивых, которые не согласятся на реструктуризацию, но при достижении критической массы «согласных» они просто обязаны будут подчиниться общим правилам игры.
— Не исходят ли именно от упрямых кредиторов статьи в Financial Times, направленные на дискредитацию Украины и ее центробанка?
— Я так не думаю. Если представить, чего этим можно добиться, то получается, что они таким образом только ухудшат свои позиции. В том случае, если будут получены неблагоприятные для НБУ данные аудита, и МВФ, основываясь на этом, признает существование нарушений и, как следствие, не возобновит финансирование Украины по программе EFF, то финансовое состояние страны-заемщика, естественно, не улучшится, она не будет в состоянии обслуживать свою же реструктуризацию. Я думаю, что такая PR-кампания под силу только очень мощным кредиторам, владеющим большими пакетами долговых обязательств Украины. Но именно они в этой ситуации больше всего заинтересованы как раз в цивилизованной реструктуризации, а не в том, чтобы создавать ей помехи.
— Кто же в таком случае инициировал выступления FT?
— Я думаю, за этим стоит политика и обида некоторых людей, которые считают, что они незаслуженно удалены с государственного Олимпа.
— Вы намекаете на Павла Лазаренко?
— Это очень возможно. Факты, изложенные следственной комиссией Верховной Рады, теперь FT представляет своим открытием. Хотя об этом в прошлом году писала вся пресса. А затем многие факты не подтвердились, включая и утверждение о невозврате валютных резервов. На самом деле они все вернулись, причем с более высокой доходностью. Но есть и какие-то моменты, вызывающие споры. Но до объявления решения аудиторской компании и ее совместного заявления с Нацбанком нельзя о чем-то уверенно говорить.
КСТАТИ
Аудит операций НБУ с валютными резервами, проводимый Price Waterhouse Coopers, «завершится своевременно и выводы его будут объективными», заявил вчера глава НБУ Владимир Стельмах. Он напомнил, передает Интерфакс-Украина, что по просьбе МВФ аудит расширен не только по времени проведения операций Нацбанка с резервами, но и для проверки его контрагентов. В то же время Стельмах подчеркнул, что «все кредиты МВФ использовались по целевому назначению», и исключил возможность причастности физических лиц «к какому-то возможному получению некорректного дохода от операций с валютными резервами НБУ».