Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

...Где нас нет

Европейский выбор-2?
13 января, 2005 - 20:29
ФОТО РЕЙТЕР ЕВРОПАРЛАМЕНТ. «МЕСТА ЗАБРОНИРОВАНЫ» НА МНОГО ЛЕТ ВПЕРЕД

Новая власть, как правило, ставит перед собой новые задачи, в том числе и внешнеполитические. «Главная цель Виктора Ющенко — обеспечить полное членство Украины в Европейском Союзе», — заявил на днях один из ближайших соратников В.Ющенко Олег Рыбачук. О.Рыбачук также сообщил, что в Украине — по аналогии с недавно присоединившимися к Евросоюзу странами — будет создана структура, на которую возложат роль «локомотива» евроинтеграции. Ранее сам Виктор Ющенко называл подобное ведомство одним из ключевых в будущей исполнительной власти. Правда, потом в российской прессе Юлия Тимошенко удивила тезисом: «В НАТО — вместе с Россией». В окружении Ющенко есть также недавно ходившие «в Европу с Россией». Похоже, стратегия евроинтеграции новой власти находится, мягко говоря, в стадии разработки.

Разумеется, сама идея ускорить интеграцию Украины в европейское сообщество отнюдь не нова. Деклараций высших должностных лиц относительно нашего европейского выбора хватало и прежде. Правда, реально в сторону Европы наша страна продвигалась усилиями лишь отдельных политиков и СМИ (к которым, смеем надеяться, можно отнести и «День»), а также музыкантов, певцов, спортсменов, писателей, ученых, художников и т.д. Пойдет ли новая украинская власть дальше деклараций? И каким должен быть алгоритм решения заявленной задачи? С этим вопросом мы обратились к нашим экспертам. На этот раз «еврооптимистов» среди них оказалось больше, нежели «евроскептиков». Кстати, одним из аргументов в пользу первых стало и присвоение накануне старого Нового года столице Украины титула «Европейский регион 2005 года». По мнению международного жюри, Киев и еще один победитель в этой номинации — итальянский Пьемонт способны содействовать углублению европейской интеграции благодаря своим характеристикам, деятельности и желанию быть лидерами в этом направлении, информировала вчера пресс-служба Киевской горадминистрации. Вчера же Европарламент принял резолюцию, в которой, по словам главы парламентского комитета по вопросам европейской интеграции Бориса Тарасюка, призвал исполнительные органы Евросоюза пересмотреть План действий Украина—ЕС и провести переговоры о его дополнении с учетом новой ситуации в стране.

Иван КУРАС, народный депутат Украины, директор Института политических и этнонациональных исследований НАНУ:

— Главный вопрос нашего вступления в Европу — в сроках. Однако ответ на него неспособен дать ни новоизбранный Президент Ющенко, ни кто-либо уполномоченный от ЕС. Специфика ситуации заключается в том, что Европа смотрит на третьего президента как на представителя новой власти, близких по духу демократических сил, с которыми можно иметь дело. В этом контексте некая поддержка евроструктур, которая оказывалась кандидату на протяжении кампании, оправдана с морально-этической точки зрения.

Первыми конкретными шагами может стать активизация продвижения в ВТО. Однако здесь необходимо принимать во внимание предыдущий опыт, в частности все, что было сделано в «эпоху Кучмы», а это немало. Речь о европейском векторе развития государства, прописанном в соответствующей доктрине, создании профильного министерства и т.д. Важно укреплять существующие предпосылки для вступления в ЕС. Мне как гражданину этой страны подчас бывает обидно, что некоторые наши соседи, уступающие Украине по многим показателям, опередили нас в этом процессе. Также велика вероятность наполнения новым смыслом наших взаимоотношений с НАТО.

В одном из своих последних интервью Олег Рыбачук задекларировал желание возглавить профильный комитет, занимающийся вопросами евроинтеграции. Подобную практику уже успешно опробовали многие государства, на сегодня являющиеся полноценными членами Евросоюза. Если такой комитет действительно будет работать, а его глава получит полномочия сродни вице-премьерским, то необходимость формирования аналогичного специализированного министерства отпадет сама собой.

Игорь ОСТАШ, народный депутат Украины, заместитель председателя комитета ВР по иностранным делам, вице-президент Парламентской Ассамблеи ОБСЕ:

— Действительно, до сих пор политика евроинтеграции была скорее декларативной, за 13 лет фактически не было сделано никаких серьезных шагов в этом направлении. К этому уже привыкли и в Европе и просто не воспринимали на веру высказывания наших лидеров. Но изначально направление было задекларировано, поэтому сейчас время говорить об изменении подходов, которые должны основываться на новых правовых технологиях. Стоит ставить вопрос об отдельном специализированном министерстве в составе нового правительства, или, как предложил господин Рыбачук, по крайней мере — о существенном расширении полномочий профильного комитета Верховной Рады вплоть до права налагать вето на законопроекты, которые диссонируют с европейским законодательством. Впрочем, времени не так много, ведь необходимо максимально мощно использовать энергию, которую дал нам оранжевый Майдан. Думаю, что, со своей стороны Европарламент ощутимо поддержит Украину в таком поступательном движении, хотя и там хватает неповоротливых бюрократов. Еще один важный фактор, на котором необходимо сосредоточить внимание, — новые кадры, в первую очередь молодые специалисты по европейскому праву.

Реально на пути к Европе Украина должна преодолеть четыре ступеньки. Первая — получение статуса страны с рыночной экономикой, что возможно уже в этом году. Вторая — вступление во Всемирную торговую организацию. Третья — зона свободной торговли со странами ЕС. Четвертая — подписание соглашения об ассоциированном членстве, что вполне реально уже в 2007 году.

Василий БАГНИЙ, депутат Ровенского городского совета:

— Несмотря на совершенно справедливые и прогрессивные намерения и новое демократическое лицо Украины после оранжевой революции, евроинтеграционный путь Украины не будет устелен розами. Впереди колоссальная работа, которая требует от президента, правительства, Верховной Рады чрезвычайной отдачи и общей координации действий сразу в нескольких направлениях.

Во-первых, нужно убедить Евросоюз, что членство Украины в нем не станет для его членов дополнительным грузом, а наоборот — только укрепит и усилит эту структуру. Особенно перспективной в этом плане для наших дипломатов может стать так называемая «турецкая карта». Осознание лидерами Евросоюза того, что Украина намного более «европейский» партнер, чем мусульманская Турция, может стать решающим аргументом в нашу пользу.

Не менее важная задача во внешней политике — заставить Россию смириться с европейским будущим Украины через выгодные для нее перспективные экономические проекты (конечно, не игнорируя при этом национальные интересы).

Во-вторых, нынешнее состояние готовности украинского общества к вступлению страны в ЕС недостаточно. Поддержка украинцами европейского выбора выше 50%, но этого мало, чтобы убедить в неотвратимости этого процесса уважаемые европейские структуры. Поэтому должна быть разработана направленная на обеспечение должной информационной и просветительской базы целостная государственная программа, которая потребует целевого бюджетного финансирования.

В-третьих, Евросоюз захочет видеть в своих рядах Украину только тогда, когда у нас будут созданы все условия необратимости демократических процессов и реформирования экономики. Мы не просто должны сравняться по этим показателям с Польшей, Эстонией или Литвой, но и опережать эти государства по уровню демократизации и экономического развития. Уверен, тогда даже у самых заядлых скептиков не возникнет никаких аргументированных возражений по поводу вступления Украины в ЕС. В это трудно сейчас поверить, но пройдет совсем немного времени, и наше государство будет не только географической составляющей Европы, но и неотъемлемой органичной частью Европейского Союза.

Василий МОРОЗ, ректор Винницкого национального медицинского университета им. Николая Пирогова:

— Средств для интеграции в ЕС сейчас в Украине достаточно. Тем более теперь, когда сделан такой политический шаг, имею в виду массовые общественные волеизъявления на площадях страны, для Украины ворота в ЕС открылись шире. Хотя отдельные отечественные политики, а также наша научная и творческая интеллигенция проторяли туда путь и раньше. Например, у нашего вуза прочные связи с учебными заведениями Франции, Германии. Улучшение качества обучения, приведение учебных планов и методик наших образовательных заведений к уровню, идентичному с западноевропейским — это солидный шаг к интеграции. Ведь тогда наши студенты смогут, начиная с любого курса, свободно продолжать учебу за границей (а зарубежных студентов — у нас) с возможностью трудоустроиться в любом месте. Стоит больше рассказывать через СМИ о выгодах вступления в ЕС для простых украинцев. В частности, об экономических и социальных, а также о возможности приобретения еще больших свобод. Еще одним аспектом интеграции для большинства граждан остается знание языка, что может стать барьером. Особенно для людей среднего возраста. Уже сейчас немало наших студентов владеют английским языком лучше преподавателей.

Алексей ЗАХАРЧЕНКО, Комитет избирателей Украины, Сумы:

— Оценивая проблемы, которые препятствуют сближению Украины с Евросоюзом, нужно в первую очередь четко осознать, какие из этих проблем являются искусственно раздутыми. В частности, существует мнение, что значительная часть украинцев не желает этого сближения. Фактически, это было одним из основных направлений PR-кампании штаба пригравшего выборы кандидата — плановое нагнетание «антиевроинтеграционной» истерии. Массированное присутствие в прессе различного уровня — от всеукраинских изданий до заводских многотиражек — материалов с критикой Евросоюза, возможно, и имело определенный эффект. Однако мало кто всерьез считает, что те миллионы людей, которые проголосовали за Виктора Януковича, на самом деле не хотят вступления Украины в ЕС.

Другой вопрос, чего люди ждут от этого вступления. Распространен вопрос: а что мы будем иметь от вступления, какие льготы у нас будут? Это вместо того, чтобы спрашивать: а что нам нужно изменить у себя, какого уровня планки нам нужно достичь, чтобы нас ВЗЯЛИ туда? Поэтому основным направлением подготовки массового сознания, по моему мнению, должно быть разъяснение, что ЕС — не панацея от проблем, а показатель определенного уровня развития. И если Украина достигнет того уровня, при котором нас согласятся принять в Евросоюз, то само вступление тогда уже не будет иметь особого смысла — поскольку изменится жизнь в первую очередь в Украине.

С другой стороны, кроме подготовки украинского общества, нужно подготовить и общество европейское. И лучшего момента, чем сейчас, и не найти. События конца прошлого года недвусмысленно показали не только Европе, но и всему миру, насколько украинский народ избавился от багажа советского прошлого. Но это не более чем прекрасная стартовая площадка для сближения — реально доказывать старой Европе нашу готовность нужно не протестами, а реальными действиями правительства. Есть надежда, что и новый президент, и новое правительство будут понимать это.

Владимир ДЕРГАЧЕВ, профессор, геополитик:

— На мой взгляд, создание нового ведомства по вопросам евроинтеграции не приведет к желанному результату. Во-первых, аналогичное ведомство у нас уже было. Но никто из его руководителей так и не смог ответить мне на простой вопрос: а есть ли хоть какое-то документальное подтверждение намерений ЕС в отношении Украины? Да, они приветствуют украинскую оранжевую революцию. Но при этом чиновники ЕС продолжают говорить лишь о долговременной перспективе возможного вступления Украины в это сообщество. Мало того, Евросоюз буквально в последние месяцы выдвинул новую концепцию евроинтеграции — Концепцию семи пространств, основанную на разноскоростной интеграции по разным направлениям. То есть там, где речь идет о правовом поле и создании гражданского общества, — одни сроки; там, где говорится о развитии транспортных коммуникаций, — другие. Но вне зависимости от того, какие концепции выдвигает Евросоюз, мы не начнем сближения с ним, пока не ответим на еще один основополагающий вопрос: «А что, собственно, может предложить Украина Евросоюзу?» Или, как говорят у нас в Одессе, «что ЕС с этого будет иметь?» Не нужно забывать, что западное мышление основано на прагматизме. Когда речь шла об интеграции Испании в ЕС, ее рассматривали как крупнейший европейский курорт. Когда встал вопрос о Греции, то ее привлекательность составляли не только уникальные памятниках античности мирового значения, но и крупнейший в Европе танкерный флот. А что можем сегодня предложить мы? Мне кажется, что пока мы не ответим на этот вопрос, всерьез говорить о перспективах вхождения в ЕС нет смысла.

Сегодня в самом Евросоюзе нет единой оценки процесса продвижения на Восток. Совершено определенную позицию по данному вопросу занимает Великобритания. Маргарет Тэтчер в своей книге открыто выступает против глубокого продвижения ЕС на Восток, поскольку это может привести к размыву вековых европейских ценностей. Образно говоря, она высказывается против того, чтобы на одной евроскамье рядом сидели английский лорд и восточный политик криминально-коррумпированного государства. Такая идентификация, по ее мнению, может привести к потере доверия электората западных стран к своему правительству.

Не секрет, что решение о вхождении 1 мая 2004 года новых членов из Восточной Европы в Союз было скорее политическим, чем экономическим. Ни одно из принятых государств не обеспечило все требования ЕС. Однако численность населения этих европейских неофитов существенно уступает Украине. Да и уровень экономического развития этих стран был существенно выше нашего. Украина за годы независимости по своим макроэкономическим показателям оказалась намного дальше от Европы, чем была. Украинский ВВП по сравнению с показателями 1990 года сократился в три раза, тогда как Центрально-Восточным странам удалось преодолеть это падение. Поэтому нам необходимо вначале честно признаться самим себе в наличии существенных проблем и заняться восстановлением разрушенного потенциала страны. При этом, с учетом долгосрочных перспектив, делать акцент на те отрасли, которые могут представлять интерес для европейских государств.

Валерий КОКОТЬ, заместитель и и. о. начальника Управления внешних отношений и внешнеэкономической деятельности Черниговской облгосадминистрации:

— Вхождение в европейский мир — процесс всеохватывающий. Он касается всех без исключения сфер социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни украинцев. Поэтому определять средства интеграции нашей страны в Европу нужно, исходя из позиции глобальности необходимых изменений. Я бы выделил такие направления. Первое — проведение информационной политики, направленной на поддержку евроинтеграционных устремлений Украины. Причем реализоваться эта политика должна как в Украине, так и за рубежом. Имеет место нехватка качественной информации о преимуществах деятельности в рамках Европейского Союза — как для граждан, так и для предприятий, учреждений, организаций. Кроме преимуществ, о которых мы не знаем, есть еще и возможные недостатки. Об этом также нужно говорить, но не общими фразами, а доходчиво и понятно для простого украинца, который не является специалистом в этих вопросах. Вторым направлением является технологическая составляющая. Только знать все об объединенной Европе мало. Нужны соответствующие технологические изменения. Это, в первую очередь, касается стандартов, по которым работает наша промышленность, а также определенных стандартов в отношениях людей. На предприятиях нужно обязательно обеспечить процесс стандартизации в соответствии с условиями ISO 9000, 9001 и других. Нужны также изменения психологического плана. Мы должны научиться смотреть на мир другими глазами — глазами европейцев. Многие из нас привыкли видеть только черное и белое, а в жизни есть разные моменты, и это необходимо учитывать. Эти мировоззренческие изменения должны проводиться на всех уровнях, начиная с детского садика и заканчивая формированием личности в высших учебных заведениях. Дети должны расти с осознанием, что Украина — это часть Европы и существующие там ценности приемлемы и понятны в Украине. В вузе эти преимущества уже можно дифференцировать или углублять по тем направлениям, по которым учатся молодые люди. И очень важный аспект — языковая подготовка наших людей. Единая Европа — это общение на едином языке. В основном европейцы владеют несколькими европейскими языками, а мы по языковой подготовке пока что не готовы к вступлению в ЕС.

Сергей БЕЛОШИЦКИЙ, кандидат исторических наук (Хмельницкий):

— На мой взгляд, в последнее время политический бомонд и некоторые СМИ осуществляют подмену понятий, обсуждая проблему европейского выбора Украины. Вместо исследований и дискуссий относительно целесообразности и возможных перспектив вступления Украины в Евросоюз, внимание общества акцентируют на технологических аспектах этой проблемы, априори предполагая, что Украина обречена при любых обстоятельствах стать составной частью ЕС.

Общество так и не стало свидетелем мобилизации научного и общественного потенциала нации на честное и ответственное обсуждение перспектив вступления Украины в ЕС и, возможно, в НАТО. Украинские граждане не получили возможности ознакомиться с аналитическими наработками ведущих научных центров страны, посвященных моделированию возможных сценариев развития отношений Украины и основных субъектов современной международной политики в случае вступления Украины в ЕС.

Выскажу большие сомнения в том, что среди «еврооптимистов» сегодня существует значительная доля тех, кто ответственно, опираясь на трезвые расчеты, может составить прогноз относительно хода, а также плюсов и минусов вступления Украины в евроатлантические структуры. В частности, потери украинской стороны от возможного закрытия границ с Россией и другими странами СНГ.

По-видимому, Украине таки придется вступить в ЕС. Как в результате действия внутренних факторов, так и внешней политической конъюнктуры — стратегических интересов США и, возможно, самого ЕС. Поэтому остается актуальным вопрос о создании украинского ведомства по евроинтеграции, которое решало бы эти проблемы, работало на внутреннем и внешнем направлениях, предполагало течение событий и влияло на процессы.

Ведь, если в течение следующих 15 лет в ЕС удастся принять Турцию и балканские страны, отказать постсоветской Украине в праве на вступление в ЕС будет невозможно. Однако если Европейский Союз их примет, он сам как организация должен стать совсем другим.

Евросоюзу, по мнению некоторых экспертов, придется превратиться в менее жесткое объединение, в котором уже не будет такого значительного размежевания между его южными и восточными членами и странами, которые не входят в Союз. Это в свою очередь позволит создать новые отношения между ЕС и Россией и развеять опасение россиян, что расширение Европейского Союза может значительным образом подвинуть их из Европы.

Виктор РУДЬ, начальник управления международных связей Харьковского городского совета:

— Оранжевая революция убедительно доказала, что для Украины пришло время реализовывать идеи евроинтеграции. Кстати, в дни празднования 350- летия города Харьков был награжден почетным флагом Совета Европы за значительный вклад в распространение идеи европейского единства, развитие единого европейского сообщества. Прошедшие политические и экономические преобразования вызвали в мире большой интерес к Украине, в том числе и на уровне муниципальных контактов. На этом этапе у Харькова появились новые города-побратимы, такие как Цинциннати (США, 1989 год) и Нюрнберг (Германия, 1990 год), сотрудничество с которыми является одним из самых успешных опытов побратимства в Европе и США. Я глубоко убежден, что международные связи являются неотъемлемым фактором вхождения Украины в мировое сообщество и одним из важнейших условий ее европейской и евроатлантической интеграции. Чтобы создать репутацию стране, необязательно это делать для всей Украины сразу, иногда достаточно показать одно конкретное территориальное образование. Контакты между городами — это, прежде всего, общение между реальными людьми.

Сейчас многих волнует вопрос, возьмут ли Украину в Евросоюз. Но я думаю, что не столь важно, примут ли нас туда, важно, хотим ли мы туда сами, и готовы ли мы к этому? Ведь вхождение в какое-то организованное сообщество возможно при условии, если мы этому сообществу хоть как-то соответствуем по основным параметрам. Нам необходимо сначала уточнить, что такое Евросоюз вообще и попытаться объяснить єто людям. Например, не все понимают разницу между Евросоюзом и Советом Европы... Когда Великобритания присоединилась к европейскому экономическому сообществу, ее долгое время «лихорадило», и только «железная» рука госпожи Тэтчер обеспечила стабильность стране. Поэтому прежде, чем куда бы то ни было интегрироваться, надо глубоко промоделировать ситуацию и подготовить население, воспитать новых людей с чувством национальной гордости. В Европе об Украине думают пока только как о ресурсе дешевой рабочей силы, которую можно выгодно использовать, а также как о более дешевой промышленности.

То, что характерно для всей Европы, к нам только сейчас постепенно приходит. Мы доказали, что можем быть достойными партнерами, а не чужаками в Европе. На городском уровне мы также стараемся повлиять на судьбу Харькова, на его имидж у зарубежных партнеров. Я не знаю, как относится Подкомитет по Наградам Европы к Украине в целом, — награды получил конкретно Харьков. Но Харьков — это часть Украины, и таким образом мы повысили не только международный авторитет города, но и страны в целом.

В основе партнерства украинских и европейских городов должна быть, как это ни банально звучит, экономическая заинтересованность. Европейские города думают о бизнесе, о взаимном экономическом развитии, о роли городов в экономическом процветании своих регионов, потому что администрация этих городов должна думать о своих жителях.

Юрий УЩАПОВСКИЙ, доцент кафедры экономической теории Житомирского государственного технологического университета, кандидат экономических наук:

— Для вступления Украины в Европейский Союз нужна целеустремленная государственная политика в экономической, правовой и других отраслях и, соответственно, министерство, которое бы координировало на этом пути усилия разных институций. Основная задача на нынешнем этапе — формирование современной по структуре постиндустриальной конкурентоспособной экономики. Действенными будут все мероприятия, которые будут способствовать детенизации экономики и будут направляться на обеспечение прозрачности ее функционирования. Следует создать европейскую по духу систему налогообложения, которая бы имела четкий социальный подтекст. Необходимо отойти от существующей латиноамериканской схемы, которая углубляет бездну между самыми богатыми и самыми бедными и провоцирует напряженность в обществе. Именно названные сферы должны быть приоритетными в новой Украине. Важными также будут все действия, которые будут способствовать формированию у нас гражданского общества. Следовательно, необходимо завершить декомунизацию страны, начатую в 1991 году. Это нужно для укрепления единства украинцев. Наличие «совка» — это не только угроза благосостояния нации, но и препятствие на пути к ЕС. Необходимо также создание сети общественных организаций, которые бы взяли под контроль действия власти в разных сферах. Следует в Украине формировать благоприятную информационную среду. Например, создать украинскую службу Euro News. Нужно преодолеть диспропорции в информационном поле страны, которые сейчас в пользу российских СМИ. Нам нужно приложить много усилий для взаимопроникновения европейского и украинского информационных пространств, информировать Европу относительно наших желаний, проблем и действий. Абсолютно необходимо повышение статуса украинского языка во всех информационных отраслях — компьютерной, СМИ, печатном слове и тому подобное. Это должно быть одним из приоритетов государственной политики. Потому что торможение этих процессов разъединяет нацию. Необходимо также расширить изучение в школах европейских языков и разнообразные образовательные и культурологические контакты со странами Европы. Европейские проблемы должны доминировать в нашем информационном поле. Это абсолютно не означает, что следует портить отношения с Россией. Но Россия должна понять, что мы идем в Европу отдельно. Потому что Россия в определенной степени — самодостаточный центр. Спешка в движении к евроструктурам неуместна. Однако нужны четкие, последовательные, продуманные шаги, которые бы ежедневно приближали нас к ним. Впрочем, если бы нам сказали, что завтра нас берут в ЕС, то мы не должны были бы сразу давать согласие, потому что это могло бы породить еще большие проблемы.

Подготовили Валерий КОСТЮКЕВИЧ, Елена АСТРАХОВИЧ, Мирослава СОКОЛОВА, Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, Ксения ВАСИЛЕНКО, «День»; Марина ГОЛИНА, Харьков; Наталия ПОТАПЧУК, Чернигов; Алла АКИМЕНКО, Сумы; Сергей СТЕПАНИШИН, Ровно
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ