Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Где все- таки предел свободы слова?

4 февраля, 2000 - 00:00

А недавнее событие в Нью- Йорке подтвердило, что конкретного
ответа найти почти невозможно, истина на лезвии бритвы. Но тем не менее
ответ на этот вопрос ищет и простой люд — а в этом и состоит гвоздь американской
демократии.

Около двух месяцев назад Бруклинский музей искусств (Нью-Йорк)
задумал очередное мероприятие — передвижную выставку из частной коллекции
английского миллионера Чарльза Саати. Она представляет собой собрание произведений
искусства молодых британских мастеров современного искусства. Выставку
назвали «Сенсацией!» — и она действительно такой стала, наделав много шуму
на всю Америку. В основном благодаря протесту против содержания, вернее,
отсутствия такового в большинстве из представленных произведений (конечно
же, на взгляд одной части публики). Главной причиной для публичных протестов
со дня открытия вплоть до закрытия в первой декаде января послужила картина
Криса Офила «Святая дева Мария». Она представляет собой карикатурное изображение
чернокожей женщины с куском слонового навоза на месте одной груди. Поводом
для возмущения служили и другие т.н. произведения «искусства»: разрезанная
пополам корова в аквариумах с формальдегидом, скульптурный портрет головы
художника, изготовленный из его же крови, пластиковые фигуры детей с половыми
органами вместо носов и ртов и т.д. в таком же духе.

Первыми вышли с протестами на демонстрацию христиане: видано
ли такое святотатство по отношению к деве Марии! Далее подключились городские
власти в лице самого мэра Нью-Йорка Джулиани, суд, масс-медиа. В иске города
к музею была указана формальная причина: несоблюдение арендного договора
с угрозой лишить дотации музея. Встречный иск музея к городу обвинял власти
в нарушении первой поправки к Конституции, т.е. нарушение свободы слова,
творчества. Разгулялась пресса в своих комментариях. Большинство комментаторов
возмущалось этим «высоким искусством». Так один из знатоков творчества
Чехова назвал «Сенсацию» «Творчеством пациентов палаты №6». Другой из лагеря
защитников разъяснял консервативным зрителям и образователям: это, мол,
идея дзен-буддизма вырвать вас из жизни-сна в жизнь-реальность, заставить
искать правду. В распиленных коровах и поросенке есть идея: встряхнуть
людей, показать реальность.

Но пока горели страсти и происходили судебные заседания,
выставку все-таки посетили 180 тыс. человек, пройдя сквозь строй протестантов.
Считается, что это неуспех, ведь предыдущую выставку Клода Мане смотрело
250 тыс. человек. Музей оказался в накладе. В день закрытия выставки в
громкоговорителях протестующих звучало: «Арнольд Лемон (директор музея.
Ред. ), ты еще расплатишься за свои действия». Согласно прогнозам
комментаторов, это скорее всего и будет последним мероприятием директора.
Так народ вносит свою лепту в поиски ответа на вопрос: где же предел свободы?

Лидия КОРСУН, Нью-Йорк  Пока что на этот вопрос не ответил категорически и убедительно ни один политолог — знаток демократического устройства мира, образцом которого претендует быть Америка. 
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ