Вчера в Киев прибыл Генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон. В одном из своих первых заявлений он сразу констатировал потепление отношений между Североатлантическим альянсом и Украиной после Пражского саммита 2002 года. Генсек сообщил, что в начале декабря в Брюсселе пройдет очередное заседание комиссии Украина— НАТО, на котором будет обсуждаться состояние выполнения Киевом взятых перед Альянсом обязательств. Президент Леонид Кучма «засвидетельствовал мне лично свои намерения оказывать всяческую поддержку и предоставлять достаточное финансирование министру обороны Евгению Марчуку для модернизации Вооруженных сил», — процитировал слова Робертсона Интерфакс—Украина. Генеральный секретарь также сказал о заверениях Президента Леонида Кучмы не баллотироваться на пост главы государства в следующем году. «Президент Кучма сегодня четко говорил мне о том, что я (Робертсон) уйду со своей должности в декабре, а он (Кучма. — Ред. ) с должности президента — в следующем году», — заметил представитель Альянса. Достаточно по- дипломатичному он прокомментировал один из наиболее обсуждаемых в последнее время вопрос по поводу строительства Россией дамбы в направлении украинской границы. «Президент Кучма проинформировал меня об этом, но проблема остается на рассмотрение двух сторон для дальнейшего решения», — сказал Робертсон. Кроме прочего, натовец обратился к украинскому парламенту с просьбой как можно скорее ратифицировать меморандум о взаимопонимании в использовании украинских транспортных самолетов. Он подчеркнул, что НАТО стремится расширить сотрудничество с Украиной, в частности, в сфере использования стратегических самолетов семейства Ан.
Прощальный визит в Украину лорда Джорджа Робертсона в качестве Генерального секретаря НАТО — своеобразный знак завершения той эпохи, когда стороны только присматривались к возможностям друг друга, устанавливая шаг за шагом отношения, которые свидетельствовали о постепенном, возможно, несколько, на первый взгляд, медленном, но развитии по восходящей. Именно лорд Робертсон был первым, кто сказал, что Североатлантический альянс готов идти в своих отношениях с Украиной настолько далеко, насколько готова сама Украина — сейчас это уже во все более широких кругах воспринимается как что-то естественное, однако пять лет назад это было еще совсем не так очевидно. И наверное, пять лет назад решение Совета национальной обороны и безопасности Украины о разработке стратегии евроатлантической интеграции, принятое в мае прошлого года, целью которой было бы присоединение к НАТО как к механизму международной безопасности, получило бы совсем другой международный резонанс. Сегодня, несмотря на то, что Киев вряд ли может похвастаться значительной международной поддержкой на этом пути (сегодня прямо о ней говорят только Вашингтон и Варшава), нет и отрицания того, что в принципе, при условиях достижения Украиной определенных стандартов, это может произойти довольно быстро. В то же время украинское руководство практически перестало разделять между собой направления европейской и евроатлантической интеграции, но пока что это продолжается преимущественно на уровне деклараций.
Уже в этом году была заметна активность вокруг развития отношений между Украиной и Альянсом — в частности, международная конференция в Вашингтоне в мае при участии министра обороны США Дональда Рамсфельда и его коллег из стран-членов НАТО, помощника президента США по национальной безопасности Кондолиззы Райс считается едва ли не одним из поворотных моментов в отношениях. На тот момент, кстати, еще не было принято решение об участии украинской бригады в составе международных стабилизационных сил в Ираке, которое само по себе было расценено как чрезвычайно важное для развития отношений не только с Соединенными Штатами. Вряд ли стоит при этом забывать, что прошлый год был едва ли не наиболее тяжелым для украинских позиций на международной арене ввиду сравнительно мягкой, но настоящей дипломатической изоляции, которая возникла вследствие сначала «кассетного», а потом и «кольчужного» скандалов.
Недавно в Украине побывал помощник Генерального секретаря НАТО по вопросам оборонного планирования Джон Колстон, который заявлял об очень хороших впечатлениях от того, как в Украине настроены проводить реформы. Частым гостем в Киеве стал председатель Американского комитета НАТО (влиятельной неправительственной организации, деятельность которой направлена на дальнейшее расширение Альянса) Брюс Джексон, при широком участии которого проходила подготовка к вступлению в НАТО стран из «второй волны расширения». Следовательно, на недостаток внимания жаловаться было бы явно некстати.
Одиннадцать месяцев назад в Праге состоялся очень трудный и очень важный для Украины саммит НАТО, во время которого было подписано два документа, определяющие суть отношений между Киевом и Альянсом: более общего характера План действий и Целевой план на 2003 год. Многие западные политики, включая лорда Робертсона, и эксперты отмечали тогда, что, во первых, оба документа принципиально можно считать значительным успехом, поскольку они декларируют готовность Украины работать над достижением тех стандартов, которые иначе называют европейскими и евроатлантическими ценностями — демократический строй, конкурентоспособная рыночная экономика, свобода прессы, военная реформа, направленная на достижение совместимости с вооруженными силами стран-членов Альянса; во-вторых же, успешное выполнение положений этих документов может стать поводом к следующему шагу — применение к Украине Плана действий по достижению членства в НАТО (Membership Action Plan), углубленного политического диалога по вопросам вступления, и, наконец, приглашение к вступлению, которое обычно происходит на саммитах Альянса, и подписания протокола о вступлении. Что касается последнего — президент Польши Александр Квасневский недавно заявил, что он надеется, что подписание Украиной протокола о ее вступлении в НАТО произойдет еще в период завершения его президентской каденции (т.е. в течение следующих двух лет). В Вашингтоне подобных заявлений пока что не делали, однако новый посол США в Украине Джон Хербст, как и его предшественник Карлос Паскуаль, уже несколько раз заявил, что содействие евроатлантической интеграции Украины является одной из важнейших составляющих американской политики в отношении Киева. Итак, одна из целей встреч генерального секретаря НАТО с украинским руководством — Президентом Леонидом Кучмой, премьер- министром Виктором Януковичем, министрами обороны и иностранных дел Евгением Марчуком и Константином Грищенко — выяснение состояния дел по выполнению Украиной своих обязательств.
Что касается того, как сегодня проходит украинская оборонная реформа, очень часто можно услышать одобрительный отзыв в адрес министра обороны и его усилий. Насколько можно судить из высказываний западных политиков и дипломатов, сегодня у той команды, которая непосредственно занимается проблемами евроатлантической интеграции — министров обороны и иностранных дел Марчука и Грищенко, есть кредит доверия и есть желание помочь. В частности, в проведении оборонного смотра (defense review), вещи, весьма необходимой для определения дальнейшей структуры и численности вооруженных сил. Однако очень часто отмечалось и отмечается, что не сама по себе военная состоятельность будет главным моментом при принятии решения о введении Плана действий по обретению членства для Украины. В частности, Венгрия, член НАТО с 1999- го, до сих пор не может похвастаться тем, что достигла всех необходимых военных критериев.
Исходя из того, что с подписанием Плана действий и Целевого плана в Праге дело евроатлантической интеграции перешло из разряда дипломатических проблем к внутриполитическим, можно сделать безошибочный вывод, что огромный акцент будет делаться на внутриполитическом развитии страны. В данном случае, безусловно, еще до Стамбульского саммита НАТО в мае следующего года, когда, как намекал, в частности, посол Хербст, не будет исключением вопрос следующих шагов в развитии отношений между НАТО и Украиной, от Киева будут ожидать гарантий того, что выборы-2004 состоятся честным и демократическим путем. Учитывая то, что приглашенным в НАТО в Праге Болгарии и Румынии напоминают, что для них проблемой номер один остается борьба с коррупцией, можно ожидать не меньшего внимания в этом вопросе и к Украине. Состояние политических, экономических реформ, проблема введения гражданского контроля над вооруженными силами, адаптация законодательства, и даже проблема национальных меньшинств, не говоря уже о традиционно болезненной для украинского имиджа проблеме свободы прессы — это все то, что будет определять решение Стамбульского саммита, до которого осталось немногим более полгода. Кроме того, стоит вспомнить и другую, очень важную деталь: обязательство в плане скоординированной политики. Только недавно прекратили вспоминать «македонскую» проблему, когда разозленный Вашингтон требовал от Киева следовать обещаниям не продавать больше оружия в Македонию. Даже ввиду того, что, возможно, благодаря украинским поставкам, Македонии удалось избежать перерастания конфликта с албанским меньшинством в войну. Можно вспомнить и то, что ту же Венгрию критиковали в 1999 году за слабый вклад в операцию стран НАТО против Югославии — здесь уже не принимался во внимание такой «нюанс», как многочисленное венгерское меньшинство в Сербии.
Необходимо помнить и о том, что при всей позитивности нынешнего состояния отношений за линией Украина — НАТО, Украина не будет исключением из общего правила, которое заключается в том, что каждая страна-аспирант, будучи признанной такой, должна пройти через три-четыре годовых цикла Плана действий по достижению членства. Еще один, очень существенный момент — поддержка общества намерений, декларируемых руководством страны. Согласно последних опросов, которые проводились летом различными социологическими службами, не более трети опрошенных в различных регионах страны уже сейчас были бы готовы голосовать за вступление Украины в НАТО на референдуме. Для многих, особенно на Востоке и Юге, НАТО все еще предстает агрессивным блоком, для некоторых — миротворческой организацией. Многие из опрошенных даже не слышали, что, например, Россия теоретически имеет намного более глубокий и существенный уровень отношений с НАТО в формате «Двадцатки» (Совет Россия — НАТО), чем сегодняшняя Украина. Благодаря практическому отсутствию информационной и образовательной политики людям трудно объяснить, что НАТО даже образца 1999-го года, периода первой волны расширения на Восток и воздушной войны против Югославии, и НАТО сегодня отличаются и по сути, и по роли, тем более НАТО будет менять свои функции в направлении формирования действенного евроатлантического механизма безопасности в ближайшие годы. Людям также трудно без информационной поддержки объяснить, что иракская война не была войной НАТО, и что именно в результате этой войны внутри Альянса началось глубокое переосмысление политики безопасности и функций Альянса вообще. Не так давно «День» проводил опрос о том, что делают местные власти для лучшего информирования населения о НАТО, о преимуществах и обязанностях его стран-участниц. Ответ почти у всех респондентов был одинаковым — ничего! Стереотипы прошлого, активная информационная политика со стороны России повлияли на то, что украинцы не воспринимают, казалось бы, естественные аргументы — участие в военно-политическом союзе, в который входят наиболее развитые европейские страны, США и Канада, само по себе делает оборону более дешевой, помогает обрести позитивный международный имидж, и, между прочим, помогает привлечь крайне необходимые инвестиции и развить инфраструктуру.
Лорд Робертсон очень часто повторял, что в развитии отношений между Украиной и НАТО все будет зависеть не от слов, а от действий. Нет никаких причин считать, что новый генеральный секретарь НАТО, нидерландец Яап Хооп де Схеффер будет проводить другую линию. Только конкретные действия дадут возможность подкрепить то, что уже является реальностью: Украине есть с чем входить в Альянс, поскольку она действительно является не столько потребителем безопасности, сколько ее контрибутором (в частности, в силу миротворческих операций в балканский странах, которые уже опередили Украину в очереди на вступление в Альянс), и ее уникальное геополитическое расположение может помочь Киеву укрепиться в этой роли. Брюс Джексон во время каждого визита в Киев настойчиво указывает на важность Черноморского региона и важность Украины для НАТО именно в этом плане.
Тезис о пути в Европу через НАТО, таким образом, имеет все шансы стать реальностью — но, как всегда, за определенную цену. Цена известна: коренные, и при этом настоящие, преобразования во всем.