Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Геополитическое убежище для Украины

18 апреля, 2001 - 00:00

Официальный представитель Госдепартамента США Ричард Баучер подтвердил факт предоставления Службой иммиграции и натурализации США политического убежища бывшему сотруднику Управления государственной охраны Николаю Мельниченко, а также жене журналиста Георгия Гонгадзе Мирославе. Этот факт, очевидно, не может не вносить определенных корректив в понятие «стратегического партнерства», особенно на фоне того, что в деле, возбужденном украинской Генпрокуратурой против майора Мельниченко, речь шла не о политическом преследовании, а об уголовной ответственности. Кстати, лондонская «Таймс» уверена, что Мирославе никто не угрожал.

Баучер отказался детализировать, где и когда Мельниченко обращался к органам американской власти с просьбой о предоставлении убежища, но сказал, что решение утверждалось 13 апреля, в соответствии со стандартной международной практикой. МИД Украины в данном случае отреагировал быстро, без обычных тайм-аутов, что, очевидно, может свидетельствовать о том, что на самом деле к подобному повороту в Киеве были готовы. Кстати, Президент Кучма по этому поводу заявил, что за него и за правительство уже отреагировал МИД, и что не все подробности дела известны. Решение Службы иммиграции и натурализации США вызвало «глубокое удивление», говорится в заявлении МИД. Действительно, американская сторона не могла не знать, что против Мельниченко возбуждено дело за незаконное прослушивание и разглашение государственной тайны, как подчеркивается в заявлении МИД, и эти преступления очень жестко преследуются американской Фемидой.

Вокруг судьбы Мельниченко, который якобы сначала получил чешскую визу, потом пребывал в Австрии, потом — вроде бы на одной из американских военных баз в Европе — предположений было много. Одно из последних — что майор Мельниченко якобы уже давно находится под программой защиты свидетелей, и украинская власть просто не сможет добиться его выдачи для дачи показаний — теперь выглядит резонным. МИД трактует решение американских властей как не отвечающее духу украинско-американского партнерства.

В принципе, трудно даже теоретически допустить, чтобы Украина могла предоставить политическое убежище лицу, обвиненному в Соединенных Штатах в шпионаже, прослушивании высших должностных лиц или разглашении государственной тайны. С другой стороны, вопросом является — а пойдет ли эта ситуация на пользу самим Соединенным Штатам?

Ситуация и действительно странная. Вроде бы США были бы заинтересованными в том, чтобы любая власть в Украине (как и в любой другой стране мира) обеспечивала их интересы, но не в конфронтации и, очевидно, определенном охлаждении отношений. С другой стороны, заявления Баучера и посла США в Украине Карлоса Паскуаля, касающиеся того, что американская политика в отношении Украины не изменится, дают основания для различных трактовок. Вашингтон, возможно, откровенно демонстрирует, что на данном этапе Президент Кучма уже не отвечает американским интересам, но заинтересованность развитием событий в Украине остается, а то и увеличивается. В таком случае Мельниченко действительно мог бы сыграть роль важного источника информации для американской власти. А в случае изменения власти в Украине инцидент можно было бы уладить с помощью кредитования или моральной поддержки, или их сочетания — примером может служить ситуация на Балканах. Она же может продемонстрировать и очевидную ошибочность — прежде всего для Вашингтона и его европейских союзников — «югославской» тактики.

Можно допустить, что на какое-то время одним стратегическим партнером и у Киева, и у Вашингтона будет меньше. Вопрос только в том, кто и что может выиграть в результате. Проблема в том, что отныне «кассетный скандал», о котором сначала говорили, что он не будет иметь широкого международного влияния, получил именно международное измерение. Версия об иностранной режиссуре украинского внутриполитического конфликта выглядит еще более убедительно. В результате сужается поле деятельности и Вашингтона, и Киева, появляются мало кому нужные нюансы, вместо этого иные игроки получают большую свободу действий.

За этим всем теряется то, что на самом деле и судьба Георгия Гонгадзе, и майор Мельниченко, который, наверное, сам рано или поздно осознает, что стал жертвой «больших» игр, стали просто разменными монетами.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ