Несмотря на то, что ситуация с ограничением межбанковского кредитования стала улучшаться благодаря операции по спасению финансовых систем в развитых странах, резкое снижение экономических показателей опрокинуло рынки ценных бумаг. Давление, оказываемое на рынки развивающихся стран, когда-то считавшихся «изолированными» от остального мира, продолжает возрастать по мере активизации требований выплаты иностранных займов и реализации активов.
Страх, охвативший потребителей, компании и государства во всем мире, превратил разговоры об умеренном экономическом спаде в передовых странах в толки о крупнейшей глобальной депрессии. Повсюду воцарилось отчаяние и чувство бессилия.
Что же происходит? Неужели меры по укреплению финансовой системы, принятые две недели назад, были ошибочны? Разумеется, нет. Обеспечение ликвидности, рекапитализация банков и создание более однородной системы страхования вкладов в развитых странах — все эти шаги были верны и необходимы. Но они остаются лишь прелюдией к тому, что должно быть сделано.
Потребительское и деловое доверие в развитых странах пошатнулось по причине падения стоимости активов и, говоря более обобщенно, из-за страха перед тем, что несет в себе будущее. Уровень потребления снижается, и предприятия сокращают инвестиции. Финансовый кризис спровоцировал резкое снижение спроса — явление, которое экономисты называют «спад Кейнса».
Для восстановления доверия существует только один способ — подстегивание спроса и поддержка производства при помощи макроэкономических инструментов. Денежная политика может быть использована в странах, сохранивших высокие процентные ставки, но ее эффективность, по всей вероятности, останется ограниченной в условиях ограничения кредитования. Следовательно, главная роль должна быть отведена фискальной политике. Фискальное расширение всегда связано с риском, поскольку оно приводит к увеличению задолженностей и чревато опасностями в будущем. Однако, учитывая сложившиеся обстоятельства, цель оправдывает средства в кредитоспособных странах.
С другой стороны, перед развивающимися странами стоит иная проблема. Они не только должны примириться с перспективой снижения экспорта и кризиса доверия: в добавление к этому они станут последними жертвами финансового кризиса, начавшегося в США, распространившегося на Европу и теперь ворвавшегося на их территорию.
Иностранные банки сокращают кредитование. Иностранные инвеститоры репатриируют свои средства в невиданных ранее масштабах. Есть некоторая ирония в том, что меры по борьбе с кризисом, принятые в передовых странах, представили возвращение средств в более выгодном свете, тем самым осложнив ситуацию для развивающихся стран.
Для того, чтобы укрепить свои финансовые системы и поддержать общий спрос, развивающиеся страны должны быть готовы предпринять те же меры, которые были проведены передовыми странами. С другой стороны, многие развивающиеся страны обязаны своим недавним экономическим процветанием доступу к мировому капиталу. Внезапное пресечение подобного притока средств является для них серьезным ударом, с которым связаны особые трудности, и противостоять им самостоятельно эти страны не в состоянии.
Итак, развитые страны должны быть готовы предоставить необходимое финансирование — в масштабах, ранее невиданных. В противном случае нам грозит перспектива повсеместной неплатежеспособности, банковского контроля и протекционизма — результат, который приведет к регрессии в развивающихся странах и в глобальной экономике, которая будет длиться многие годы.
МВФ располагает средствами, достаточными для предоставления суммы размером в 250 млрд. долларов. Мы привели в действие внутренние процедуры и механизмы, которые позволят нам быстро обеспечить ресурсы, на условиях, ограниченных базовой политикой реакции на кризис. В добавление к этому, МВФ находится в процессе разработки новой линии ликвидных средств в целях немедленного обеспечения сильных рынков, имеющих устойчивые политику и основы.
Это должно восстановить доверие инвеститоров. Однако, принимая во внимание масштабы притоков капитала, я также призываю правительства и центральные банки передовых стран к обеспечению параллельного финансирования, проводимого совместно с программами по борьбе с кризисом, осуществляемыми МВФ. Фонд сыграет свою роль, однако для повышения вероятности успеха координированной глобальной реакции на кризис необходимо, чтобы были предприняты все перечисленные меры.
Нам также необходимо заранее думать о проблемах, которые могут возникнуть в будущем, — особенно в отношении стран Африки с низким доходом. В силу своего ограниченного участия в операциях международных финансовых рынков эти страны до сих пор были в какой-то степени ограждены от бури. Однако это — неспокойное затишье, которое, по всей вероятности, долго не продлится.
Многие страны с низким доходом населения пострадают от снижения цен на товары широкого потребления. Другие страны, включая те, которые формируют новый фронт развивающихся рынков, скорее всего, столкнутся с ограничением доступа к иностранному капиталу. Им также потребуется помощь международного сообщества. Для того, чтобы избежать дальнейших человеческих трагедий, кредитование со стороны МВФ и мировых банков развития, вместе с поддержанием текущих размеров обеспечения гуманитарной помощи, являются крайне необходимыми.
Динамика страха несет в себе потенциальную катастрофу, но эта динамика может быть сломлена. Какие бы трудности ни стояли перед финансовой системой, настоящим доказательством влияния глобализации как положительной силы являются обширные улучшения в области производства и технологий и социальный прогресс, достигнутые за прошедшие годы. Возможно, экономического спада в передовых странах и замедления развития в странах с низким доходом и развивающейся экономикой уже не избежать. Но предотвратить глобальную депрессию — все еще в наших силах.
Доминик СТРОСС-КАН является управляющим директором Международного валютного фонда.