Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Голос наших кошельков пока еще не слышат

Сегодня — Всемирный день прав потребителя
15 марта, 2001 - 00:00

Было время, когда мы, в значительной своей части, верили небылицам, которые нам рассказывали об обществе потребления. Теперь многим из нас удалось поближе познакомиться с жизнью в странах, где такое общество (синоним — цивилизованное) уже давно является повседневной реальностью. И страхи по его поводу окончательно отпали. Тем не менее за десять лет независимости в Украине общество потребления не образовалось, хотя каждый гражданин страны, естественно, является потребителем. И это — почти единственное, что на сегодняшний день способно нас объединить.

Все мы заинтересованы в том, чтобы потреблять воздух и воду — чистыми, продукты — свежими и безопасными для здоровья, промышленные товары — согласно требованиям к их качеству, услуги — такими, как нам обещал их производитель. Увы, все это зачастую остается в сфере благих пожеланий. Несмотря на то, что сегодня уже не покупатель благодарит продавца или производителя за приобретенный товар, а слышит «спасибо»в свой адрес, потребитель еще не стал в Украине ориентиром экономического развития ни на макро-, ни на микроуровне. И это несмотря на то, что его интересы ныне пытаются защищать многие государственные и общественные организации — от Госналоговой администрации и Госкомитета стандартизации, метрологии и сертификации, до созданного недавно соответствующей украинской ассоциацией «Института потребителя». Не случайно в феврале этого года Президент Леонид Кучма подписал Указ «О мерах по повышению качества отечественной продукции», а парламент недавно заслушивал отчет правительства о его деятельности по защите прав потребителей. Правда, в ходе проваленной в Украине админреформы ликвидирован Комитет по защите прав потребителей, тогда как в Германии, служащей для нас образцом во многих вопросах, имеется даже соответствующее министерство.

Впрочем, чтобы поднять права потребителя на должную высоту, по-видимому, необходимы не только какие-то шаги власти, но и соответствующий осознанный настрой самой потребительской массы. Во-первых (в политико-экономическом плане), ей пора уже понять, что только свободная конкуренция производителей, а следовательно, и их постоянная битва за потребителя и покупателя, способна превратить потребительские права человека в добровольно, а отсюда и неукоснительно выполняемый закон. Во-вторых, диктатура этого закона, законная диктатура потребителя возможны только тогда, когда он сам преодолеет прививавшуюся годами привычку безропотно потреблять все, что ни попало, все, что дают, и молча переносить пренебрежение своими правами.

В Соединенных Штатах, которые, нравится ли это нам или нет, признаны во всем мире страной победившей демократии, существует многозначительный и, главное, выполняющийся лозунг: «Когда потребитель говорит — Конгресс слушает». Именно он во многом определяет американский образ жизни, гарантирующий правоту потребителя. Агентство «Львовские новости» на днях рассказало забавную историю о том как некая американка получила по суду два миллиона долларов только за то, что едучи в машине, опрокинула на себя чашку кофе, приобретенную в придорожном кафе, и доказала, что он был слишком горячим. Или еще одна американка, зажарившая своего кота в микроволновке и подавшая в суд на производителя только потому, что в инструкции к печке не было написано о том, что домашних животных в ней сушить нельзя. Но эта непривычные для нас судовые процессы стали возможными не только потому, что 39 лет тому назад президент США Джон Кеннеди провозгласил декларацию о правах потребителя — на удовлетворение самых необходимых потребностей, компенсацию, безопасность, информацию, выбор, потребительское образование и здоровую окружающую среду, но и потому, что многие американцы усвоили привычку всегда и во всем отстаивать свои права.

Между тем именно в эти дни в Радянском суде украинской столицы проходит беспрецедентное для нашей страны судебное разбирательство. Тринадцать пассажиров, летевших самолетом «Украинских средиземноморских авиалиний» из Любляны в Киев, предъявили перевозчику иск, обвиняя его в задержке вылета самолета, а также в том, что в нем оказалось намного меньше мест, чем было продано билетов, что вызвало, как сказано в иске, «многочисленные физические и моральные страдания пассажиров», многие из которых прибыли в Киев на сутки позже обусловленного в билетах времени. Один из пассажиров, известный украинский адвокат Игорь Кириленко, тем не менее рассказал «Дню», что после завершения этой «воздушной Одиссеи» далеко не сразу реализовал свое намерение обратиться за судебной защитой: мол, все же добрались благополучно, стоит ли еще тратить время и нервы?

Кстати, этот вопрос не выглядит столь уж риторическим. Украинское законодательство и созданные на его основе, а чаще вопреки ему подзаконные акты оставляют для нарушителей прав потребителей многочисленные лазейки. Так, ответчик по этому делу представил суду цитаты из «пассажирского авиабилета», который в соответствии со статьей 60 Воздушного кодекса Украины является «свидетельством договора воздушной перевозки», где утверждается, что «наличие свободного места не может быть абсолютно гарантировано», а время, указанное в расписании и других документах, «не гарантируется и не является составной частью этого договора».

Как заявил начальник Главного управления по делам защиты прав потребителей Киева Николай Казаков, проблема качества и безопасности продуктов питания в Украине достигла масштабов, которые представляют угрозу национальной безопасности страны. Только на рынках столицы в 2000 году было забраковано 208 тонн мясной, 178 тонн молочной, 254 тонн рыбной, 1,5 тыс. тонн овощной продукции, 248 тыс. литров алкогольных напитков, выявлено более 12 тыс. случаев торговли свининой, зараженной эхинококком, 9,5 тыс. случаев продажи зараженного мяса, в 150 случаях это было мясо животных, больных туберкулезом. И нет гарантии, что забракованная продукция не попадает на стол потребителя, поскольку в Украине отсутствует механизм ее изъятия и утилизации. Кроме того, как отметил Н.Козаков, в Украину до введения запрета на ввоз мяса животных из стран, в которых зарегистрирована эпидемия коровьего бешенства, поступило 10 тыс. голов крупного рогатого скота. Мясо этих животных и их потомства также представляет опасность для здоровья людей, поскольку в Украине нет ни оборудования, ни методик для обнаружения этой инфекции в продуктах питания. По словам Н.Казакова, в пищевой промышленности Украины бесконтрольно применяются химические соединения, которые очень вредны для организма человека, однако они даже не всегда указываются в составе продукта.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ