О необходимости принципиальных изменений в системе социальных льгот и государственной помощи в Украине говорят уже более 10 лет, но безрезультатно. Очевидно, что отбирать у людей определенные привилегии и ежемесячные, пусть и небольшие, средства — вещь крайне непопулярная для любого правительства. Тем более что мы живем от выборов до выборов, и, по словам министра труда и социальной политики Украины Людмилы Денисовой, «сегодня государство помогает каждой второй семье». Это целая система льгот, субсидий и разных видов государственной помощи: например, только на выплату помощи семьям с детьми, малообеспеченным семьям и инвалидам в бюджете на 2009 год расходы увеличены на 22,5% (15,9 млрд. грн.). К тому же в этом году сохранились все размеры помощи, установленные в 2008 году, и началась реализация четырех новых программ оказания государственной социальной помощи (в частности, речь идет об увеличении вдвое размеров помощи на детей, над которыми установлена опека, и в 1,5 раза — максимального размера помощи для малообеспеченных семей по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста).
Но если помощь семьям с детьми оказывается тем, кто в ней нуждается (по социологическим исследованиям, у семьи, у которой появился ребенок, резко увеличиваются шансы попасть в категорию бедных), то другая ситуация сложилась с начислением государственных льгот и субсидий. По данным некоторых экспертов, в Украине насчитывается более 300 видов льгот, чего нет ни в одной европейской стране (близки к нам разве что Беларусь и Россия, где те же проблемы). При этом специалисты отмечают, что часто этими льготами пользуются не самые бедные люди, а наоборот — более образованные, более богатые, те, которые хорошо разбираются в законодательстве и возможностях его обойти. Соответственно, от такой недобросовестности теряет и экономика государства. Как отмечают в Минтруда, сегодня в Украине происходит реформирование системы социальной помощи: например, пробуют по-новому оценивать доходы граждан (учитывая и расходы). Но отменить какую-то льготу или социальную помощь — не так просто. Единственное, что произошло в 2009 году — социальную помощь перестали получать нетрудящиеся, которые не состоят на учете в центре занятости и не учатся. Какой же должна быть стратегия реформирования системы государственной помощи, а особенно системы льгот, «Дню» рассказала кандидат экономических наук, заведующая отделом исследования уровня жизни населения Института демографии и социальных исследований НАНУ Людмила ЧЕРЕНЬКО.
— Людмила Николаевна, как бы вы охарактеризовали состояние существующей у нас системы предоставления государством социальных льгот и выплат? Почему о реформировании говорят так часто, но без особого результата?
— Система льгот и система государственной социальной помощи — это разные вещи. Первая была еще в советские времена и существовала в форме привилегий (человек мог что-то без очереди или бесплатно получить и т.д.).
Окончание на стр. «ОБЩЕСТВО»