Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Государство не берет

Кто заблокировал выплату дивидендов?
11 мая, 2005 - 20:13
НЬЮ-ЙОРКСКАЯ БИРЖА. БРОКЕРЫ ПОД ВПЕЧАТЛЕНИЕМ ОТ ОЧЕРЕДНОГО «ИСТОРИЧЕСКОГО МАКСИМУМА» ЦЕНЫ НА НЕФТЬ — $58 ЗА БАРРЕЛЬ / ФОТО РЕЙТЕР

Вчера утром перед началом собрания акционеров небо над «Укрнафтой» было безоблачным в прямом и в переносном смысле. Украинские нефтяники на славу потрудились (в чем им способствовала также и ценовая конъюнктура) и получили возможность выплатить своим акционерам, в том числе и государству (владеющему 50% плюс 1 акция компании), рекордные для нашей страны дивиденды — больше 1,3 миллиарда гривен. Накануне, учитывая и сложности с наполнением государственного бюджета, такое решение принял наблюдательный совет компании. И соответствующий пункт повестки дня собрания акционеров, которым, казалось бы, оставалось только проштамповать решение «наблюдателей», стал настоящим хитом, на фоне которого меркло все остальное.

Собрание почти единодушно одобрило отчеты правления, наблюдательного совета и ревизионной комиссии по итогам 2004 года. А вот до решения о выплате дивидендов дело и вовсе не дошло. Споткнулись о распределение прибыли. Первый заместитель председателя правления НАК «Нефтегаз Украины» (этот холдинг получил в управление государственный пакет акций «Укрнафты») Сергей Перелома предложил отложить «дележ» до следующего собрания, которое должно состояться 20 июня... Естественно, его голос оказался решающим, и акционеры, в том числе и государство, остались пока что без дивидендов.

При этом мало кто в зале понял, что же случилось. Г-н Перелома наотрез отказался объяснять остальным акционерам свои действия. Единственное, чего от него добились акционеры, напомнившие о социальных обязательствах государства, — так это краткого и очень похожего на намек замечания: «На этом собрании государство прямо не представлено». «Без комментариев», — так сказал Перелома и корреспонденту «Дня». И лишь со второго подхода чуть-чуть раскрылся: «Я здесь представляю не себя, а НАК. Комментировать мне не поручали». — А если бы вы говорили от себя, то смогли бы обосновать это непонятное решение? — «Безусловно». — И оно выглядело бы в пользу развития компании? — «Конечно».

Председатель правления «Укрнефти» Игорь Палыця также не комментировал решения акционеров, хотя довольно охотно отвечал на другие вопросы журналистов. В частности, он заверил, что правление «Укрнафты» будет четко выполнять все решения правительства относительно сдерживания цен на нефтепродукты. В то же время, отвечая «Дню», он отметил, что отсрочка с выплатой дивидендов не повлияет на финансовое положение компании, которое сейчас очень устойчиво, и ее акции и дальше будут расти.

Итак, вопрос «почему» остался без ответа. Приходится прибегать к версиям. Первая, самая мягкая, состоит в том, что НАК «Нефтегаз Украины» и правительство еще не осознали, что выплатой невиданных в истории страны дивидендов «Укрнефть» поднимает на невиданную высоту и курс своих акций на фондовом рынке, и капитализацию компании, что обеспечивает ей большие, а главное — рыночные ресурсы для развития. Держатели контрольного пакета опасаются, что, оставшись без такого источника финансирования, как прибыль, компания снизит добычу нефти и газа. Но, похоже, самая вероятная версия состоит в том, что правительство, непосредственно не присутствовавшее на собрании, думает сегодня не столько о стабилизации рынка нефтепродуктов, который сейчас вроде бы держится исключительно на админресурсе и находится накануне очередного ценового скачка, сколько о том, чтобы контролировать крупнейшую в стране нефтедобывающую компанию. Отказавшись от дивидендов, оно как бы бросает ей вызов и объявляет войну в духе такой симпатичной ему реприватизации. Что дальше? Безусловно, это решение ставит под сомнение дальнейшее развитие компании, особенно в вопросе построения ВИНК. Также с уверенностью можно предсказать, что в результате нефти в стране станет меньше, а цены на нее станут еще выше.

Тем временем глава украинского правительства Юлия Тимошенко настроена весьма благодушно. Она полагает, что цены на бензин, реализуемый в Украине, несмотря на рекордное повышение Россией вывозных пошлин на нефть, должны остаться неизменными. «Я думаю, что цены, которые существуют сегодня, будут сохранены», — заявила премьер-министр вчера на пресс-конференции. При этом она указала, что сейчас Россия, повысив ввозную пошлину, предлагает Украине нефть по ценам выше, чем на мировых рынках, и объяснила такую ситуацию тем, что Россия стала для Украины монопольным поставщиком нефти, обеспечивающим на 77% ее потребности. Скорее всего, правительство намерено и дальше прессинговать российских нефтетрейдеров. По мнению Тимошенко, установленные сейчас правительством цены на нефтепродукты позволяют НПЗ, а также владельцам автозаправочных станций работать рентабельно.

Уже почти по традиции отклонились от «генеральной линии» министры экономики и финансов. Вчера министр экономики Сергей Терехин заявил, что правительство больше не хочет сдерживать цены на бензин в коридоре 2,99 за литр. Он сообщил журналистам:«Будем двигать цены на нефтепродукты», которые сейчас установлены в рамках коридора 2,99 гривни за литр А-95. По словам Терехина, чтобы правительство не обвиняли в административном сдерживании цен на бензин, они привяжут предельную стоимость литра бензина к динамике «Platt’s», т.е. к уровню цен на мировом рынке. Министр сообщил, что такой механизм ценообразования будет представлен на текущей неделе, но он не сказал, с какой даты он начнет действовать. Терехин сказал, что «правительство отпустит цены, когда создаст интервенционный запас на 90 дней». По словам Терехина, на это надо три года, и правительство «уже начало создавать интервенционный запас». В свою очередь, министр финансов Виктор Пинзеник сказал, что после повышения российской пошлины на вывоз нефти «министерство экономики в эти цены — 2,99 за литр А-95 — не уложится». Продавцы бензина пока имеют варианты обхода правительственных решений: «приравнивают» стоимость дешевых бензинов к 95- му, «накручивают» на 98-м. Или просто отказываются заправлять, ссылаясь на «требование руководства» — продавать бензин только... «по безналу».

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ