Ответить на него, не располагая всем набором специальной информации, очень трудно. А добыть такую информацию накануне известного события еще труднее. Впрочем, можно попытаться подытожить факты, которые скрыть невозможно.
Итак, во-первых, 11 октября Нацбанк запретил торговать на межбанковском валютном рынке свободно конвертируемыми валютами против ограниченно и неконвертируемых валют. Это свидетельствует о том, что стоимость зарубежной гривни и местного доллара «отклонились» от рыночной цены и теперь на этой разнице появились желающие заработать. Чему и решил помешать Нацбанк. Тем не менее, как отмечает ИА «Українські новини», к вечеру 19 октября котировки гривни на московском и прибалтийском межбанковском рынках все-таки достигли уровня 4,7100/4,7700 UAH/USD против 4,6400/4,6900 UAH/USD на внутреннем рынке. Напомним: накануне обвального падения гривни осенью прошлого года нерезидентский рынок первым просигнализировал о начале местных валютных неприятностей.
Во-вторых, Национальный банк объявил о проведении 20 октября аукциона по размещению среди коммерческих банков гривневых депозитных сертификатов. НБУ будет продавать 12-дневные сертификаты с погашением 1 ноября. В интересующем нас контексте такое мероприятие означает продолжение «отсоса» гривни с денежного рынка, что по замыслу организаторов должно поднять и процентную, и валютную цены дефицитного товара.
В-третьих, правительству и Нацбанку не удалось утаить от общественности сюжет о выпуске в оборот непропорционально большого (относительно желаемых цен на деньги и на товары) количества гривни. В настоящее время эксперты фиксируют почти 40-процентное отставание индекса инфляции от темпов роста количества денег в обращении. В другое время и в другой стране этот факт мог бы обрадовать политиков. Ведь отсутствие инфляции могло означать рост объема инвестиций. Но у нас этого нет: банки сокращают кредитование, количество убыточных производств и банков растет, а прибыльные не расширяются. Одним словом, ВВП падает (не путать с якобы ростом промышленного производства — по результатам года все равно будет «минус»), следовательно, на подходе — рост цен, который лишь (как обычно) наверстает вырвавшуюся вперед «денежную массу».
А теперь подведем итоги. Состояние денежного хозяйства говорит о том, что кое-какие резервы по управлению «валютным курсом» у Нацбанка еще есть. Значит, обвального его падения в ближайшие неделю-две не будет. Обозначившееся отставание индекса инфляции в сумме с ожидаемым сезонным подорожанием продовольствия и не совсем сезонным — топлива сигнализирует о неизбежности падения гривни ниже границы валютного коридора. Вдобавок к этому заметим, что соавтор валютной политики Украины — Международный валютный фонд — впредь не будет настаивать на неадекватном (удручающему состоянию экономики) валютном курсе. Поэтому если Нацбанку вместе с правительством не удастся сразу после выборов «отсосать» выпущенные деньги через налоги и прочие платежи, тогда эти деньги наверняка поглотит девальвация и инфляция.