Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Гривня не дождалась прибытия долларов МВФ

И пошла «гулять» новым валютным коридором
5 сентября, 1998 - 00:00

— Я ни на минуту не сомневаюсь в том, что МВФ предоставит нам кредит, — сообщил корреспонденту «Дня» Ольге ЛЕНЬ Сергей Тигипко. По моему мнению, это окажет влияние на ситуацию, но незначительно. Первый транш кредита придет в течение нескольких ближайших дней, но его сумма будет меньше, чем хотелось бы украинскому правительству.

В четверг поздно вечером торги на Украинской межбанковской валютной бирже были отменены до особого распоряжения Нацбанка. Официальный рынок валют парализован.

Такому резкому повороту событий предшествовала тихая паника на УМВБ, где в последние дни торги регулярно задерживались, а потому проходили по вечерам. Спрос на валюту хронически превышал предложение и один доллар неофициально оценивался в 3—3,3 гривни. Заявление Президента о расширении границ валютного коридора, выдержанное в лучших традициях стиля «по многочисленным просьбам населения», а также поражающие неприкрытой обеспокоенностью слова премьера о том, что кредит Международного валютного фонда — наш последний шанс — добили валютный рынок.

В тот же день официальный курс Нацбанка достиг верхней границы старого валютного коридора — 2,25 грн. за доллар. В киосках обмена валют, несмотря на предупреждение НБУ, работающих в одном направлении — на покупку доллара, курс продажи составлял 2,46—2,47 грн. На черном рынке — 3—3,5 грн. $1.

Днем ранее председатель Нацбанка Виктор Ющенко заявил, что не имеет смысла и далее расходовать валютные резервы НБУ для поддержания курса в рамках валютного коридора 1,8—2,25 грн. за доллар (только за прошлую неделю Нацбанк пожертвовал для этого $170 миллионами своего резерва).

Согласно неофициальной информации, В.Ющенко на закрытом заседании руководителей комитетов и фракций парламента в среду огласил неотложные меры для выхода из финансового кризиса. Среди них: девальвация гривни, санация банковской системы, ограничение вывоза валюты за рубеж и, что особенно интересно, — введение моратория по выплатам внутреннего долга. Иными словами, В. Ющенко, накануне убеждавший парламентариев, вынужден был признать, что в Украине разрастается настоящий финансовый кризис и что 24 августа был утерян шанс, чтобы адекватно среагировать на ситуацию. (Кстати, «День» в своих публикациях предупреждал о возможности финансового краха — именно для того, чтобы вот эти «адекватные меры» были приняты.) Словом, все происходящее у нас очень похоже на предкатастрофическую ситуацию в России. Осталось только Л.Кучме назвать преемника и вернуть предыдущего премьера. А если серьезно, то политические последствия нынешнего финансового ступора еще впереди.

Финансисты же в сегодняшней сложнейшей ситуации обвиняют именно власти, не предпринимающие каких-либо кардинальных мер, а лишь уповающие на международную финансовую помощь. Между тем валютные дилеры не склонны к оптимизму и утверждают, что если даже кредит будет выделен, то первый транш в $250 млн. не успокоит рынок. «Транш ничего не изменит, поскольку его хватит ненадолго. Он не решит проблем, единственное, что, возможно, тогда Нацбанку удастся получить кредиты Мирового банка — $400 млн. до конца года», — заявил «Українским новинам» начальник отдела Укрсиббанка Дмитрий Федотов. К тому же падение валютных резервов НБУ приведет к вынужденному отказу Нацбанка от поддержания курса гривни, что усилит девальвационные ожидания участников рынка. Заместитель председателя правления российского «Национального резервного банка» Вячеслав Юткин заявил «Дню», что удерживать гривню в рамках нового коридора Нацбанку удастся лишь несколько месяцев, после чего гривня все равно пустится в свободное рыночное плавание. Пока же в свободном плавании барахтаются: руководство страны, уповающее на кредиты, участники рынка, ожидающие коридорного разрешения, и население, вновь убедившееся, что нет ничего надежнее старого доброго доллара. На черном рынке — вновь ренессанс.

Яна МОЙСЕЕНКОВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ