Программа «I, Culture» — масштабный международный проект, в рамках которого в 10 столицах мира (кроме Киева, это Брюссель, Париж, Лондон, Берлин, Мадрид, Москва, Минск, Токио) пройдет более 400 разнообразных мероприятий, призванных наиболее полно представить польскую культуру. Программа стартовала 1 июля, с началом председательства Польши в Совете ЕС, а в сентябре к ней присоединилась Украина. Польша — первая страна, представившая такую масштабную культурную программу как составляющую председательства в Совете Европейского Союза. У нас мероприятия программы реализует Институт Адама Мицкевича (Варшава) в сотрудничестве с Польским Институтом в Киеве. Собственно, спектакль польского уличного театра «Бюро путешествий» на Софийской площади стал первым таким мероприятием.
Театр «Бюро путешествий» (Biuro Podrozy) основан в 1988 году режиссером Павелом Шкотаком.
За два десятилетия творческих поисков театр сформировал оригинальный почерк и стиль работы над пьесами. Репертуар театра включает 14 оригинальных спектаклей, среди которых восемь — под открытым небом. Уже в 1989 году новообразованная труппа получила первое место на Национальном польском фестивале молодых театров «Старт». Уличные спектакли — самая сильная сторона «Бюро»: в частности, «Похороны Кармен» награждены Первым призом и Наградой критиков в Эдинбурге в 1995 году, а также Гран-при Театрального фестиваля в Афинах; «Макбет» получил награду Фаджир на Международном театральном фестивале в Тегеране за лучшую режиссерскую работу, в 2001 году театр отмечен за лучшую сценографию на Фестивале экспериментального театра в Каире. В 2002 году «Бюро путешествий» наградили Министерство иностранных дел за исключительные заслуги в деле популяризации Польши в мире и Министерство культуры за театральные достижения. В 2005 году Павел Шкотак получил престижный «паспорт» журнала «Политика» (Paszport Polityki), а в 2008-ом Павел Шкотак, Марта Стжалко и Ярослав Сейковский были награждены Медалями славы Министерства культуры и национального наследия.
География выступлений театра насчитывает 46 стран, среди которых Аргентина, Австралия, Бразилия, Колумбия, Куба, Египет, Индия, Иран, Израиль, Иордания, Корея, Ливан, Мексика, Палестина, Сингапур, Тайвань, США. Творческая деятельность коллектива не ограничена исключительно постановками — здесь пишут и презентуют драматургические произведения, занимаются творческими проектами, проводят образовательные мероприятия, работая с любителями, актерами и театральными группами в США, Англии, Ирландии, России, Ливане, Иране и т.д.
Спектакль, показанный в Киеве, называется «Планета Лем» и создан по мотивам произведений Станислава Лема. Героями являются персонажи новелл и коротких рассказов Лема: Ийон Тихий, профессор Тарантога, община Лепняков, суперкомпьютер и роботы. Сюжет — это театральная импровизация на тему произведений писателя. Действо под открытым небом длится один час. Музыку, в которой соединены симфонические мотивы и постиндустриальные темы наиболее интересных рок-групп, композитор Кшиштоф Новиков смикшировал специально для спектакля.
Эпиграфом к «Планете Лем» могли бы стать эти слова из рассказа польского классика «Футурологический конгресс»: «Я даю цивилизации наркоз, иначе она себя не вытерпела бы. Она не должна проснуться... Я удерживаю этот шаткий баланс, без которого мы скатимся во всемирную агонию. Я — последний Атлант этого мира».
Главный герой получает письмо с просьбой о помощи и отправляется на другую планету. Там он встречает причудливых существ Лепняков, чья жизнь подчинена получению удовольствий, которые им обеспечивают роботы. Контакт установить не удается, но герой понимает, что люди пребывают в полной зависимости от машин. С помощью свободного от существующего порядка местного союзника пришелец поднимает восстание. Суперкомпьютер, на удивление, отказывается сопротивляться и пророчит: «Я стану вашей тоской». Освобожденным аборигенам вкус свободы приедается очень быстро, и они восстают уже против своих освободителей, а затем возвращают роботов. Бездумное существование ради собственных удовольствий оказывается для них намного предпочтительнее. Герой, потерпев поражение, возвращается на Землю.
У «Бюро путешествий», как и у большинства уличных театров, немного наивная, инфантильная эстетика. Заметно, что в основном их футурологическая экзотика сделана из полиэтилена, жести, плексигласа. Наибольшая удача костюмерного цеха (Агнешка Завадовская) — это роботы: актеры, одетые в блестяще-белые или черные доспехи с массой аксессуаров в стиле кинофантастики 1980-х, выглядят и двигаются очень убедительно, а дуэт киборгов на ходулях, страстно танцующий танго, привел публику в неистовство.
Вторая удача Завадовской — это конструкция, похожая на громадного механического паука с одним центральным круглым и четырьмя дополнительными эллиптическими экранами. Фантастическое сооружение с равным успехом служит и межзвездным кораблем, и машиной для получения удовольствий, на которую работают Лепняки. На центральном экране появляются бесстрастное лицо суперкомпьютера или образы из подсознания героя.
Остальное традиционно для спектаклей под открытым небом. Бутафорское оружие, пиротехника, много иллюминации, громкая музыка, сопроводительное видео. Но фантастический колорит, технические и актерские трюки не являются главными, как очень часто бывает у менее талантливых уличных постановщиков. Антураж не довлеет над спектаклем, занимает сугубо подчиненную роль в этом преимущественно смешном зрелище. Режиссер и исполнители строят мир травестийной фантастики благодаря массе смешных деталей и точно найденным жестам.
Тем более поражает безвыходный финал. Разумным на первый взгляд существам пугающе мало надо, чтобы сделать выбор в пользу рабства. И этот поистине трагический фарс человечество разыгрывает уже не первую тысячу лет.