В конце прошлой недели в киевском Александровском соборе, что на Костельной улице, состоялась презентация фотокопий (в натуральную величину) работ львовского мастера Александра Оверчука
Главная часть экспозиции — изображение алтаря костела Последней Вечери в Ростове-на-Дону. Над этим алтарем Александр Оверчук работал три года, что потребовало не только мастерства и физических усилий, но и высокого духовного подъема. Подобно средневековым мастерам, которые часто были архитекторами, строителями и декораторами храмов, мастер Оверчук считает свою работу высоким призванием, духовным подвигом; и в своей работе руководствуется, прежде всего, Новым Заветом.
В области сакрального искусства художник работает уже почти 15 лет и воплотил свое творчество во многих храмах на Львовщине и Тернопольщине, а также во Львовском кафедральном соборе Успения Пресвятой Девы Марии. Однако, насколько можно понять, больше всего он ценит именно упомянутый выше главный алтарь костела Последней Вечери в Ростове-на Дону.
Судя по тому, сколько людей пришло в Александровский костел познакомиться с работами львовского мастера, киевляне — даже художники, студенты и коллекционеры — не заинтересовались его работами. А жаль, — экспозиция включала прекрасные фотографии в натуральную величину упомянутых горельефов алтаря в соборе Последней Вечери. Автор долго работал над тем, чтобы апостолы были контрастно непохожими между собой, и одновременно сделал их частью того великого целого, которое изменило мир. Нельзя не заметить, что Александр Оверчук с большим вкусом стилизовал здесь сакральные фигуры львовского барокко времен его расцвета. Особенно впечатляют лики апостолов (центральная фигура Иисуса Христа мне понравилась значительно меньше. Возможно, из-за плохого освещения экспозиции). Поражает сочетание простоты, даже грубости лиц апостолов — они отнюдь не были аристократами — с высокой торжественностью трагичной обреченности. Эти апостолы из ростовского собора немного напоминали знаменитых «Граждан города Кале» Родена.
Александр Оверчук родился в 1960 году, учился во Львовском институте прикладного и декоративного искусства. Скульптура — не единственное его занятие. Значительную часть своей жизни он посвятил театральной сценографии. Работал также художником на Львовском телевидении, где оформлял различные передачи и телевизионные спектакли; побывал главным художником Львовского театра им. Дрогобыча. Но вышло так, что самые талантливые и интересные его произведения находятся в храмах, главным образом — в храмах Украины. Хотя, настолько можно судить, сам автор больше всего ценит свою работу в ростовском храме Последней Вечери. Но не только — в украинских храмах можно найти его витражи, скульптуру и даже архитектурный проект храма Св. Матфея в селе Крукеничи на Львовщине.
Выставка произведений мастера состоялась благодаря поддержке Генерального консульства Республики Польша во Львове, а также Киевско-Житомирской диецезии. Во время презентации в Александровском соборе было пусто и полутемно.