Вчера за одним круглым столом встретились представители двух разных политических полюсов — коалиции и оппозиции. Следует отметить, что это первая встреча в таком формате после издания указа о роспуске ВР. Место для встречи было выбрано весьма показательное: Дом с химерами. Встреча идеологических противников прошла в режиме секретности, за закрытой дверью. Столь значимый диалог, с участием всех сторон политического конфликта, никто не анонсировал. Переговоры велись без первых лиц (не было Януковича, Ющенко и Тимошенко) и продолжались практически два часа, но прийти к какому-то решению сторонам пока не удалось. Главным условием дальнейших переговоров для оппозиции попрежнему остается проведение досрочных выборов в парламент. Коалиция пока на это не идет: ждет вердикта КС. По словам лидера «Нашей Украины» Вячеслава Кириленко, «стороны взяли тайм-аут» и намерены продолжить переговоры в ближайшее время.
Следует также отметить, что встреча коалиционеров, оппозиционеров, а также чиновников из КМУ и президентского Секретариата состоялась при «благословении» Президента. Виктор Ющенко, отправляясь вчера в рабочую поездку по Киевской области, призвал участников диалога «достичь взаимных договоренностей относительно проведения досрочных выборов».
Мы спросили у ведущего политолога страны, председателя центра политических исследований «Пента» Владимира Фесенко: к чему могут прийти политические оппоненты в ходе диалога, и в состоянии ли они вообще выработать компромиссный вариант выхода из кризиса?
— Что, на ваш взгляд, может стать «лекарством от кризиса» и для коалиции, и для оппозиции в нынешних переговорах?
— Я думаю, что главная тема на сегодня — это согласование даты проведения досрочных парламентских выборов и, собственно, условия их проведения. Это главная цель, которая была заявлена и Президентом Ющенко, и оппозицией. Поэтому для оппозиции — это ключевой интерес. А вот у коалиции интерес несколько другой: наличие правовых оснований для проведения выборов. Также важно для коалиции добиться, чтобы в дальнейшем выборы не происходили по схеме: когда захочет оппозиция, тогда они и проводятся. То есть необходимо выработать четкие правовые основания, во избежание подобного рода прецедентов в будущем.
Далее, мне кажется, необходимо утверждение пакета правовых актов, которые могли бы стать основой для содержательного компромисса. Это касается, в первую очередь, процедуры проведения внеплановых выборов, например, необходимость внесения изменений к действующему закону «О выборах народных депутатов» в контексте досрочных выборов, вопрос императивного мандата. На мой взгляд, необходимо также утвердить регламент ВР в формате закона, это, к слову, и в Конституции предусмотрено. Также надо бы согласовать основы закона о внешней и внутренней политике и другие важные вопросы. Словом, эти вопросы можно рассматривать как в широком, так и в узком аспекте, в зависимости от интереса сторон. Однако минимум договоренностей должен свестись к гарантиям сосуществования коалиции и оппозиции в парламенте будущего созыва. Кстати, еще одним предметом договоренностей может быть и вопрос изменения избирательной системы.
— Ваш прогноз: до решения КС оппозиция и коалиция смогут найти компромисс?
— Теоретически, это возможно. Но для этого необходимо, чтобы переговорный процесс был взаимосогласованным. То есть надо проработать и поиск политических договоренностей, и возможный компромисс на основе вердикта КС. Ведь, например, если КС вынесет решение, что указ Президента полностью неконституционный, тогда это может негативно повлиять на политические договоренности между коалицией и оппозицией.
— Сейчас много говорят о дате возможных выборов. На ваш взгляд, когда все же украинцы пойдут на избирательные участки: весной, летом, осенью?
— Я думаю, что если перевыборы все же состоятся, то это произойдет не раньше, чем осенью.
— В этих выборах будут принимать участие все ключевые политические игроки?
— Нормальные, полноценные досрочные выборы могут состояться только тогда, когда с этим сценарием согласится правительство и нынешние партии — участники парламентской коалиции. В противном случае, выборов либо не будет, либо они будут нелегитимными.