Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Грядет очередное переименование улиц

12 сентября, 2005 - 20:35

Есть новость для обитателей столичных улиц, названных в честь выдающихся деятелей советской эпохи: скоро их адреса изменятся до неузнаваемости. Казалось бы, не так уж сложно привыкнуть, что живешь ты теперь не на Ленина, а, предположим, на Героев оранжевой революции. Но вот работникам почты, телеграфа, скорой помощи, милиции и таксистам очень сложно объять смену названий улиц. Особенно смену массовую, которая неизбежно приведет к колоссальной путанице. И, кстати, к немалой трате денег — на развешивание новых табличек и переписывание документации. Тем не менее, грядет очередное большое переименование. Как заявил начальник Главного управления охраны культурного наследия Руслан Кухаренко, все улицы, которые имеют признаки тоталитарного режима, будут переименованы. По информации штатного охранителя наследия, таких «динозавров» уже не осталось в центральной части города, а вот по окраинам борцам за историческую справедливость еще есть где разгуляться... По оценкам экспертов, под определение причастных к тоталитаризму подпадает более 300 улиц. Наверняка пойдут «под снос» все улицы Ленина (в каждом микрорайоне есть своя улица Владимира Ильича) и Калинина.

Тяга к переименованию улиц является в некотором роде проявлением «советчины». Как рассказала «Дню» член общественной комиссии по наименованию, переименованию и увековечиванию памяти Лидии Понамаренко, до 1869 года названия улицам в Киеве, как и в мире в целом, давали сами горожане. И названия эти были в основном нейтральными — Ивановская или Петровская. В 1869 году впервые по царскому указу был составлен и утвержден список киевских улиц. Некоторые требовали названия, так как не имели его доселе, или имели, напротив, несколько названий. До Октябрьского переворота утвержденный список практически не менялся. Но коммунисты взялись за это дело с огромным энтузиазмом. Все центральные улицы стали носить имена более или менее выдающихся революционеров. С началом борьбы с троцкистами грянуло очередное переименование — теперь киевские улицы были названы исключительно в честь истинных большевиков. К концу 30-х годов после репрессий появилась необходимость снова поменять названия более чем половины центральных улиц Киева. Война помешала воплощению в жизнь этой грандиозной задумки. Тем временем появлялось множество новых улиц, которые назывались просто Новая первая, Новая сотая или Новая А. В пятидесятых годах у власти все же добрались руки до переименования улиц, и оно понеслось волнами — то 253 за один присест, то 583. Новые названия рождались очень просто, безо всяких обсуждений с широкой общественностью или учеными-историками. Главным вдохновителем творцов новых улиц был административно-территориальный справочник. Таким образом появились у нас улицы Амурская и Байкальская и прочие географические названия.

С 1970 года в Киеве начала работать постоянная комиссия по переименованию улиц, которая в разные годы носила разные названия.

Правда, как рассказывает Л. Пономаренко, которая является членом этой комиссии со дня ее создания, во все времена власть не слишком прислушивалась ко мнению экспертов. «Переименование улиц немыслимо, ведь это в первую очередь адрес! Конечно, нужно убрать из названий некоторые наиболее одиозные личности, например, Урицкого или Воровского. Но делать это нужно очень потихоньку, по чуть-чуть».

Кстати, когда покатилась волна переименований, связанная с обретением независимости и встал вопрос об «уборке» из центра улицы Ленина, комиссия по переименованию получила следующее письмо от одного из жителей этой улицы: «Если вы действительно это сделаете, я вас прокляну. Но вообще, как это ни прискорбно, простых жителей не слишком волнует, в чью честь названа улица, на которой они живут.

Очевидно, переименование производится не для народа, а для истории. Но у истории, как известно, одной правды нет, и наши ученые до хрипоты могут спорить, кто более годен «быть улицей». Кстати, существует норма, согласно которой улицу нельзя называть в честь человека, умершего менее десяти лет назад. В то же время, из этого закона возможны исключения, которые сегодня стали скорее правилами. Напомним, в Киеве уже появилась улица Гонгадзе. «Действительно, существует потребность переименовать некоторые улицы, — считает доктор философских наук, директор Института философии НАНУ Мирослав Попович. — Но я боюсь, что на места красных генералов придут не более достойные люди. Много великих украинских имен забыто, и ими не назовут улиц. А все это переименование скорее всего останется в рамках политической игры».

Таким образом, существует несколько проблем, связанных с переименованием улиц. Во-первых, проблема организационная: переименованная улица годами сохраняет «двойное» название, что порождает множество казусов. Во-вторых, переименование требует средств, и чем больше улиц меняет имена, тем больше денег уходит из городской казны. В-третьих, существует «морально-этическая» сторона медали: не так уж легко судить, достойно то или иное историческое лицо дать имя улице, на которой будут жить тысячи людей.

Решает, какую именно улицу и каким образом переименовать, уже упомянутая комиссия. Но главное право голоса принадлежит мэру столицы. Иногда вмешивается в процесс и Президент. Так, рассказывают в Комиссии, недавно побывав на Лемкивщине, Виктор Ющенко потребовал назвать одну из киевских площадей Лемкивской. В Киеве еще существует небольшой запас никак не названных площадей, и одна из них теперь так и называется. Иногда родственники великих украинцев сами проявляют инициативу по переименованию улиц. Так, супруга Олеся Гончара лично добивалась, чтобы в его честь переименовали улицу летчика Чкалова. Благодаря настойчивости жены получил «свой» проспект и Николай Бажан.

Нет слов, люди заслуженные, но не проще и не правильнее ли было бы дать право выбора киевлянам? Спросить, согласны ли они на неудобства, причиненные идейным или эстетическим переименованием? И главное — на чьей же улице им хотелось бы жить, какое сочетание имени и фамилии им будет приятно читать в графе «регистрация» собственного паспорта?

Виктория ГЕРАСИМЧУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ