До «часа Ч» избирательной кампании осталась одна неделя. Можно предположить, что эти семь дней будут очень напряженными — и в организационном плане, и в плане агитационной борьбы за избирателей. Последним также придется нелегко, ведь многие из наших сограждан так и не успели определиться, в кого же вложить свою единственно ценную в период выборов валюту — свой голос. Поэтому политики и их штабы, включая весь политтехнологический арсенал, изо всех сил пытаются «помочь» таким избирателям (и не только им) сделать свой выбор. В ход идут все допустимые и недопустимые средства стимулирования: от рекламы в почтовых ящиках населения до откровенных провокаций. Пожалуй, самой заметной «бомбой» последних дней (причем, судя по всему, предполагалось, что она будет «оружием массового поражения») стало письмо, якобы надиктованное находящимся в розыске генералом Алексеем Пукачем. Его позавчера напечатала газета «Российские вести» и подхватил украинский интернет. Следует отдать должное, большинство отечественных политиков, а также средства массовой информации критически отнеслись к появлению «фальшивки» — именно так преимущественно характеризовали «письмо Пукача».
Какими еще «запрещенными приемами» и провокациями пытались ввести в заблуждение украинских избирателей? А главное — чего ожидать в оставшуюся до выборов неделю? Итоги кампании-2006 подводят эксперты «Дня».
Ольга ТАУКАЧ , журналист:
— Динамика рейтингов основных политических конкурентов на протяжении последнего года свидетельствует о том, что уже в самом начале кампании они достигли своего максимума. Это и обусловило характер избирательной кампании. Если бесполезно убеждать сограждан в том, что ты сам «белый и пушистый», поскольку это обстоятельство на фоне предыдущих достижений не влияет на рост числа сочувствующих, нужно замарать товарища, давнего или недавнего — не важно.
До сегодняшнего дня основная, с позволения сказать, интрига была направлена на понижение рейтинга конкурентов. Можно, конечно, журить телевизионщиков за шалости с голубыми черепами. Можно с умным видом пересчитывать кадры агитационных телепрограмм и спорить об использовании или не использовании эффекта 25-го кадра (аналоговая техника, на которой УТ-1 осуществляет выпуск программ в эфир, позволяет передавать 24 кадра в секунду). Можно зачитываться «своевременными» откровениями майора Мельниченко. Можно дрожать, забившись под одеяло, от ужаса перед грядущими апрельскими лишениями. Отдавая себе отчет, однако, что все это — часть избирательных технологий. Не очень чистых, сереньких, гаденьких, которые надо бы публично заклеймить, но правильнее — стыдливо не заметить. Поскольку принцип «нет дыма без огня» никто не отменял, и червяк сомнения имеет все шансы дожить до последнего мартовского воскресенья.
Всплеск провокационной активности минувшей недели свидетельствует о том, что главная атака (увы!) нас ожидает впереди. Очевидно, по мнению политтехнологов, чаша электоральной ненависти еще не перелилась через край в отличие от чаши нашей любви. И пара-тройка свежих скандалов может нанести существенный удар по рейтингам основных конкурентов.
А если учесть, что цена вопроса в этом забеге — не только и не столько места в парламенте, сколько премьерский и прочие кресла в Кабинете Министров, приходится с грустью прогнозировать ожесточение войны компроматов в последнюю неделю, оставшуюся до выборов.
И с еще большей грустью приходится констатировать — костюмы победителей, не зависимо от количества заработанных и призовых мест в парламенте, выторгованных должностных портфелей и сумочек, еще долго будут носить следы нынешней перебранки. Политическая элита — и во власти и в оппозиции — теряет, но может не терять на фоне разгорающихся скандалов доверие людей. И не только доверие — уважение. А может ли быть эффективной власть, которой не доверяют, которую не уважают и давно не боятся?
Но наиболее печальным может стать эффект бумеранга. Обливая друг друга грязью в борьбе за нашу нелюбовь к противнику по избирательной кампании, политическая элита своими руками меняет в массовом сознании оценку добра и зла.
Ведь если САМ петренко, иваненко, сидоренко крадет, убивает, продает, предает или же просто врет, значит, это не так уж и плохо, значит, позволено и мне.
И тонкая грань, разделяющая демократию и вседозволенность, может и вовсе исчезнуть.
Ольга БОТУШАНСКАЯ , директор Одесской государственной научной библиотеки им. М. Горького:
— Самая большая проблема не в провокациях, а в не очень продуманном законе о выборах. Разъяснений относительно избирательного процесса нет, люди запутались в том, как голосовать и что делать со всеми бюллетенями. Например, одна и та же партия или блок в избирательном бюллетене в ВР имеют один номер, а в областной или местный совет — другой. Где какую цифру и в каком бюллетене искать — неизвестно. Ясно, что постоянно идет негативная, агрессивная информация со стороны Партии регионов, блоков Натальи Витренко и Юлии Тимошенко. Но, например, в нашем городе не было каких-то особых провокаций или столкновений. Конечно, написали по городу достаточно неприятных слов в адрес тех или иных партий. Но массовых провокаций нет. И избиратели сейчас смотрят на избирательные гонки более взвешенны. И, честно говоря, из-за агрессивной рекламы на телевидении, которая идет от крупных ведущих партий, эти же партии сами себе вредят. Они теряют голоса из-за того, что избиратели уже не хотят их слушать. А сама острота избирательной кампании, по моему мнению, идет на спад.
Игорь ПОПОВ , глава Комитета избирателей Украины:
— Предвыборная кампания была, безусловно, очень грязной. На первое место в рейтинге провокаций я бы поставил личностные оскорбления политиков, их семей. Не хотелось бы распространять эти вещи, но было на Ю. Тимошенко несколько выбросов, например, листовки с рекламой женских гигиенических средств и подобное. Было много нехороших выпадов против В. Януковича. Когда идут идеологические споры, кто и кому продал родину, — это одно, совсем другое — такая грязь... Буквально недавно нам жаловались касательно выборов мэра Ялты — там одного из реальных кандидатов обвиняли во всех возможных извращениях, в чем только угодно. Понятно, что после этого человеку жить в городе, оправдываясь до конца дней своих, довольно неприятно. Можно назвать провокацией «письмо Пукача», но оно, на мой взгляд, не возымело и не возымеет никакого эффекта. Дело Гонгадзе и пленки Мельниченко уже стали таким скелетом в шкафу, который не влияет на избирателя. Их слишком часто и много упоминали. По поводу и без повода. И никакой новый аспект этого дела уже на людей не влияет. Есть и другие вещи, по которым топтаться уже бесполезно, — это судимости В. Януковича, гражданство жены В. Ющенко. У всех уже давно сложилось свое мнение по этому поводу.
Виктория ПОДГОРНАЯ , директор Центра социально-политического проектирования:
— Нынешняя избирательная кампания, конечно, была не такой грязной, как кампания 2004 года. Я думаю, что сравниться с тем «стандартом» уже ничто не сможет. Серьезных провокаций было приблизительно три. Первая — это попытка разыграть дело Гонгадзе и использовать Мельниченко. Он, безусловно, был провокативным фактором. Второе, это якобы письмо от Пукача с обвинениями П. Порошенко, Ю. Тимошенко, Е. Марчука, и приписывание этой провокации блоку Н. Витренко. Но такие вещи ни на что не влияют. Это услышали и забыли. И последнее — это история с Е. Кушнаревым, те акции, которые проходили в Харькове, когда с него пытались снять неприкосновенность. Все остальное, скажем, 25 й кадр, — этотакие незначительные элементы для общественного сознания, что о них не хочется говорить. Я считаю, что самый главный фактор влияния на электорат — это раскол между оранжевыми. Это больше всего повлияет на результаты выборов.
Роман ЧАЙКА , автор и ведущий программ «5 копеек» и «Новое время» («5 канал»):
— Эти выборы были насыщены провокациями настолько, насколько наши политики бездарны как политики. Т.е. теперь они используют технологии, с помощью которых они добыли свои квартиры, машины и власть. Они же не могут поменять свою психологию по отношению к другим людям и своим оппонентам в добывании власти. Так что, кажется, ничего нового и удивительного за эту избирательную кампанию не случилось. Насколько эти провокации были эффективными, покажет результат голосования, потому что обычно у нас политики с точки зрения идеологии ошибаются и по левому, и по правому флангу. Одни ошибаются, думая, что избиратель у нас гениальный, сам разберется что к чему и точно не купится на дешевые провокации. Другие — что народ немудрый и легко «поймается» на разные 26-е, 27-е, 28-е кадры или какие-то обвинения. Поэтому такие провокации ничего не дадут, поскольку общество проголосует ровно настолько, насколько оно делится на людей «советских», которые будут голосовать за «счастливое» прошлое, и людей, которые будут распыленно голосовать за воображаемые образы носителей якобы будущей новой жизни, которые удалось создать политтехнологам. В этом случае технологии, которые были применены, практически неэффективны. Однако думаю, что и в последнюю неделю перед выборами провокации будут. Провокаций следует ожидать по нарастающей, потому что нет ничего страшнее, чем раненый вепрь, который в последнюю секунду готов перерыть всю землю в лесу, думая только о том, чтобы заколоть все, что вокруг него движется. Это классический вариант. Особенно этого следует ожидать от тех, кто хорошо понимает, что шансов на победу практически нет. Думаю, мы еще много интересного увидим и в день голосования. По моему мнению, еще будут безумные попытки определенных сил сорвать выборы в пределах двух, трех, четырех округов, т.е. в тех местах, где им ничего не светит, зато у оппонентов высокий рейтинг.
Мирослав ПОПОВИЧ , директор Института философии им. Г. Сковороды НАН Украины:
— Было много провокаций с российской стороны. Поскольку все истории с газом, молоком, мясом и тому подобное я рассматриваю как акции избирательной кампании. Конечно, делались они с таким акцентом: выберите того, кого нужно, вот тогда мы и цены пересмотрим, и рынки откроем... Это всем было понятно. А вот крупных провокаций внутри страны я пока что не видел. Однако предыдущие провокации, думаю, очень эффективны. Поскольку речь идет не о мифических ценностях, а о самом существовании и деньгах. Мне, правда, кажется, что большинство избирателей, которые собирались голосовать, скажем, за правящие силы, не изменили своих взглядов и, наоборот, их укрепили. Безусловно, на следующей неделе следует ожидать новых провокаций. Особенно для усиления позиций оппозиции. Возможно, будут какие-то провокации со стороны «аутсайдеров», которые едва держатся на политической арене. Всегда нужно быть готовыми ко всему. К тому же, последним боем будет сам процесс выборов, где можно ожидать много нарушений. Здесь возможны трудности, но я не думаю, что они решат чью-то судьбу.
Тарас ШЕВЧЕНКО , директор Института медиаправа:
— Думаю, что провокаций было намного меньше, чем на минувших выборах. Хотя, конечно, отдельные случаи были. Однако, с моей точки зрения, нынешние провокации не были эффективны. Частично они людей развлекали, частично информировали. Кстати, провокациям предшествовала широкая огласка, что существенно уменьшало эффективность технологии. Поддерживаю тех экспертов, которые считают, что ошибка технологии — это стремление политтехнологов заработать деньги на старых трюках, которые уже не работают. Т.е. партии имеют определенные средства, которые готовы потратить на выборы. Соответственно, политтехнологи имеют что этим партиям «продать» — и далеко не всегда «хороший товар». Чаще — технологии, которые не работают и которые удобно продавать от выборов к выборам. Думаю, сейчас на примере дела Гонгадзе, майора Мельниченко, писем Пукача мы можем говорить, что количество провокаций увеличивается. Наверное, в партиях есть люди, которые держали материалы, чтобы попробовать добиться какого-то «моментного эффекта», не давая возможности другим прийти в себя и эффективно опровергнуть сообщение. Поэтому, думаю, грязных материалов станет немного больше, но не думаю, что их будет огромное количество.
Валерий ДАНИЛЕВСКИЙ , политолог:
— Я могу сказать, что данная предвыборная кампания гораздо больше, чем предыдущая, была насыщена разного рода провокациями и грязными технологиями. Это может быть, во-первых, связано с тем, что участников кампании стало больше. На предыдущих выборах боролись фактически всего две политические силы, а теперь их гораздо больше. И каждый «с ума сходит по-своему». Вторая причина — многим политикам просто крыть нечем. Партийные идеологии между собой очень схожи, а у некоторых партий они откровенно слабые — вот политики и ищут «способы отличаться» от оппонентов. Третий фактор — кампания была очень скомканной. Предыдущие выборы начались фактически за полгода до их проведения, а эти — всего за два-три месяца до начала голосования. Лихорадочная кампания стала причиной лихорадочных действий многих политических сил. Более того, основная масса партий строила кампанию на персоналиях, на лидерах, и это тоже во многом повлияло на количество провокаций. Кампания перешла в плоскость личного, а это позволяет подыскивать новый компромат. Впрочем, избиратели, я уверен, на это уже не реагируют. И вряд ли какая-либо сила сейчас сможет убедить население в чем-либо — симпатии и антипатии у украинцев остались еще с предыдущих выборов. Что же касается этой последней недели перед выборами, то, я думаю, это будет время затишья. Такого своеобразного затишья перед бурей, потому что сейчас никто не будет рисковать и устраивать провокации. Однако все равно все негативные настроения так или иначе выплеснутся 26 марта, в день голосования. Я подозреваю, что в этот день возможен самый настоящий «беспредел» в плане провокаций.