Эта неделя может стать вехой в борьбе, которая пока что безуспешно ведется в нашей стране, против коррупции. В четверг Верховная Рада приняла закон об основах предотвращения и противодействия этому позорному явлению. Он определяет такие термины, как конфликт интересов, коррупция, коррупционные правонарушения, подарок, благо, близкие родственники, а также впервые называет всех тех, кто может стать возможным субъектом ответственности за соответствующие правонарушения. Это — Президент Украины, председатель Верховной Рады и его заместители, премьер-министр и другие члены Кабинета Министров, председатель СБУ, генеральный прокурор, уполномоченный Верховной Рады по правам человека, главы Нацбанка и Счетной палаты, главы Верховной Рады Крыма и Совета Министров Крыма, народные депутаты Украины и члены Верховной Рады Крыма, депутаты местных советов, государственные служащие, а также должностные лица местного самоуправления, военные должностные лица, судьи Конституционного Суда, профессиональные судьи...
В тот же день в правительстве появился уполномоченный по вопросам антикоррупционной политики. На этот пост назначен Юрий Сухов, имеющий отныне право требовать от министерств, центральных органов исполнительной власти и глав областей информацию, необходимую для выполнения возложенных на него заданий. Он мгновенно обрадовал граждан страны блестящими перспективами: «Пакет разработанных правительством и принятых Верховной Радой законов содержит много новых положений, которые позволят еще дальше продвинуться на тяжелом пути борьбы с коррупцией и приблизиться к поставленной правительством во главе с премьер-министром Юлией Тимошенко задаче — искоренить коррупцию в Украине». Определенные предпосылки для этого, конечно, созданы. Антикоррупционный пакет предусматривает внесение изменений в ряд законов, в том числе в Уголовный кодекс. Они направлены на усиление ответственности за коррупционные правонарушения должностных и юридических лиц. Отныне последние, то есть предприятия, организации или учреждения, отвечают за то, что их руководитель, основатель, участник или другой уполномоченный сотрудник совершил от их имени или в их интересах любое из преступлений, определяющихся как коррупционное действие.
К сожалению, при этом указывается, что действие закона не распространяется на юридические лица публичного права, которые полностью содержатся за счет государственного или местных бюджетов. Такая вот «маленькая» лазейка, способная свести на нет всю эту борьбу, превратив ее в обыкновенную возню вокруг угрожающих, но, как у нас принято, бездействующих правовых актов. Потому что юридические лица публичного права — это, по сути, все ветви власти в центре и на местах, принимающие коллективные решения. Они новым законом от ответственности освобождаются, что дает их руководителям возможность прятаться за спины коллег рангом пониже и «крышевать» близких им коррупционеров. Словом, как обыкновенная экономическая, так и политическая коррупция во властных стенах получила укромный уголок, где можно не только отсидеться и надежно спрятаться, но и по-прежнему хорошо «зарабатывать». В этой связи нельзя не процитировать недавнее высказывание секретаря СНБО Раисы Богатыревой. Она назвала парламент Украины, которому, по ее словам, сегодня доверяют только около 2% избирателей, «непреодолимым источником политической коррупции».
И все же названные антикоррупционные законы нельзя считать бесполезными, хотя от них трудно ждать каких-то разительных результатов уже завтра.
Не случайно за неделю до их принятия представитель генсека Совета Европы Аке Петерсон призывал украинский парламент одобрить антикоррупционный пакет, который пылился в парламенте с декабря 2006 года. Как считает Петерсон, это чрезвычайно важно для укрепления антикоррупционной законодательной базы в Украине, приведения ее в соответствие с европейскими стандартами и создания действенных современных механизмов противодействия коррупции.
Что подействовало на украинских законодателей — вышеприведенное увещевание или публикация докладов международной правозащитной организации Transparency International (TI) и группы GRECO, мониторящей выполнение Украиной рекомендаций по противодействию коррупции? Выводы этих организаций несколько отличаются. TI ставит нашу страну на последнее место среди 69-ти исследованных государств, а GRECO, доклад которой наше правительство почему-то довольно долго не хотело публиковать, считает меры Украины по законодательному обеспечению борьбы с этим позорным явлением шагом вперед и находит, что все ее рекомендации, пусть и частично, но выполняются. Отсюда мы можем сделать вывод, что борьба с коррупцией в нашей стране ведется в основном на бумаге. Впрочем, украинцу вовсе не обязательно знакомиться для этого с иностранными докладами. Достаточно обратиться со своими нуждами или требованиями в любой государственный орган. Его встретят вежливо, но если он не знает, «как» обращаться, пошлют очень далеко. Исследования TI, озаглавленные «Барометр глобальной коррупции-2009», показывают, что почти каждый десятый из опрошенных украинцев давал в прошлом году взятку, а четверо из них отдали коррупционерам почти 10% своего годового дохода. Вот почему мы такие бедные.