Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Хороший парень» или государственный муж?

16 апреля, 2003 - 00:00

Если единые кандидаты от каждой из оппозиционных сил практически обозначены и даже выстроились в соответствии с имеющимися рейтингами, то среди пропрезидентских сил инстинкт самосохранения заставляет пока не высовываться. Видно, что очень многие хотят, но даже самые смелые предпочитают отговариваться, что, мол, они не стремятся, но если родина прикажет, то приказ выполнят. В этом плане рядовые избиратели тоже считают себя частицей родины и жизненный опыт очень настойчиво подсказывает им, что в государстве нет должности «хорошего парня» и было бы совсем неплохо, если бы кандидата определяли не по тому, у кого лучше костюмчик и прическа, а также не по тому, кто более надежно спрятал все то, что заработано непосильным трудом, и даже не по тому, кто больше хочет, а по тому кто сможет, кто имеет уровень государственного мышления и способен организовать работу в интересах всего народа.

Только кандидат, относительно равноудаленный от различных финансовых и региональных групп, сможет обеспечить одинаковые правила игры для всех, выписанные в действующем законодательстве. Для него не будет деления на своих и чужих, все будут своими и едиными требованиями будут — соблюдение законов.

Быть «хорошим парнем» для всех и ни во что не вмешиваться тоже не удастся. Яркий тому пример прошлое правительство. Собрали приличный урожай, а в результате сельские труженики остались без денег и хлеба и страна оказалась без хлеба. А когда компетентные органы поинтересовались, как такое могло получиться, сразу появились защитники, мол, члены правительства не виноваты, они предупреждали селян, что не надо продавать хлеб по дешевой цене. А как же наши селяне могли не продавать урожай по мизерным ценам, если кредиты им дали краткосрочные и под огромные проценты и не успели убрать урожай, как срочно начали требовать возврат кредитов. Разве не понятно, что те, кто давал селянам кредиты на таких кабальных условиях и те, кто скупал у них за бесценок урожай — все из одной песочницы, и власть в стране нужна не для того, чтобы наблюдать, как потерявшие совесть представители «неприбыльного бизнеса» сдирают последнюю рубашку с кормильца, а для того, чтобы устанавливать такие правила игры, чтобы подобное было просто невозможным. В этом плане меня поражает позиция Партии промышленников и предпринимателей. Вместо того, чтобы извиниться перед селянами и народом — ведь их партийные лидер возглавлял в это время правительство — и разделить политическую ответственность, начали оправдываться. Всем известно, какие в этом году погодные условия, сколько вымерзло посевов и сколько надо дополнительных средств. А наши промышленники и предприниматели устраивают песни и пляски — с утра до вечера радио нам напоминает, что УСПП — генеральный спонсор концерта зарубежных исполнителей. Можно петь и плясать — украинский труженик, как тот муравей, и прокормит, и обогреет. Разве это государственный подход? Если есть какие-то средства, разве не логично инвестировать их в промышленность или АПК. Но оценивать действия своих руководителей должны промышленники и предприниматели, я могу по этому поводу высказать свою точку зрения и не более того, а читатели могут со многой согласиться или нет.

Более года назад в одном райцентре мне пришлось наблюдать необычную картину — на фоне всеобщего уныния и разорения — очаги вопиющего великолепия — это сверкающие евроремонтом районные отделения банков. Район имеет мощный промышленный и сельскохозяйственный потенциал и раньше хватало одного банка и Промстройбанка, чтобы обслуживать все предприятия и колхозы. Сейчас в районе нормально работает один завод, все остальные еле дышат, успехи в реформировании АПК достигли такого уровня, что в некоторых хозяйствах суточные надои молока на корову составляют 700 граммов, а если в райцентре провести окружность радиусом 200 метров с центром в здании райадминистрации, то в пределах указанного круга находится 8 районных отделений различных банков, которые, судя по великолепию их зданий, процветают. У входа в каждый банк табличка с курсами покупки и продажи валют. Интересно то, что несмотря на различные названия банков курс валют везде был одинаковый, причем покупка намного меньше, чем продажа (тогда было примерно 5,2 и 5,4, а в столичных обменных пунктах разница была в одну сотую — действовало ограничение Нацбанка по размерам маржи). И вот после принятия Нацбанком решения о снятии ограничений в столице стало так, как раньше было в райцентрах.

Возникает логичный вопрос — кто будет рисковать и кредитовать промышленность, сельское хозяйство, когда можно зарабатывать на жизнь на разнице покупки-продажи валюты. Поэтому, на мой взгляд, решение Нацбанка о снятии ограничений — это решение дающего заработать своим «хорошего парня», а не государственного мужа. Для государственного мужа свои — вся страна. Разве банки других государств кредитуют своих граждан на таких условиях, как наши?

Поэтому при определении кандидатуры на передачу власти — преемника — главное, что необходимо учитывать — это государственный стиль мышления и государственный подход при решении возникающих проблем в интересах общества в целом, равноудаленность от различных финансовых и региональных групп.

Анатолий ШТАНЬКО, кандидат технических наук, Киев
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ