Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Христа тоже не замечали...

14 февраля, 2011 - 20:36

Нужны ли нам мыслители? К поставленному вопросу я бы прибавила уточнение: «нужны ли нам украинские мыслители? И есть ли они у нас?»

Процессы глобализации поглощают национальное, самобытное, отличающееся от другого, стандартного. Но мы интересны миру своим, национально выраженным. Пусть скептики улыбаются, но прописная истина всегда остается правдой: украинская писанка, древняя украинская культура, украинская музыка, прежде всего народная достойно представляют нашу культуру всему миру. Ряд можно продолжить. Но миром правит бизнес, научные открытия, направленные то на улучшение экономики, переживающей кризис, то на усовершенствование человека (операции по вживлению органов, борьба с раком и другие глобальные проблемы).

Есть ли место в современном глобальном мире нам, украинцам? Или мы как пустые орехи, от которых никакой пользы? Безусловно, нет. Можно назвать выдающиеся фигуры из древней истории (Анна Ярославна, Петр Могила, Феофан Прокопович, Григорий Сковорода), нового времени (Тарас Шевченко, Иван Франко, Леся Украинка), новейшего (Симон Петлюра, Владимир Винниченко, Михаил Грушевский, Степан Бандера) и, безусловно, современности. Что касается последнего, то нужно говорить о больших успехах украинцев в ракетно-космической индустрии, в кибернетической отрасли, программировании, медицинских технологиях и т. д.

Но является ли это предметом гордости украинцев? Работает ли это на продвижение нашей украинской идеи?

Непутевая гуманитарная политика украинской власти (деполитизирование образования, постсоветские миазмы, люмпенизация общества) не делают нас интересными для мира. Нам подбрасывают и упрямо навязывают лозунг второсортности украинцев. Еще в далеком 1954 году в Канаде митрополит Илларион (Иван Огиенко) издал «Книгу нашого буття на чужині». Послевоенную депрессию украинцев, эмигрантов, которых он называл скитальцами, он «лечил» такими своими утверждениями: «Берегись чувства второсортности. Нам, украинцам, есть чем гордиться: Православной верой, которая берет начало еще из Апостольских времен, славной историей борьбы за свободу и независимость, своим языком, богатством украинской земли, численностью нашего народа (он называет 40 млн.)». Интересными являются слова митрополита Иллариона: «Помним, что мы имеем рукописи уже с Х века, чего не имеет Европа».

Известны ли многим из современных украинцев эти слова великого украинца? Как они могут быть известными, если в проекте «Великие Украинцы» этот разносторонний ученый, религиозный мыслитель не вошел даже в ТОП-100.

В только что обнародованном романе Лины Костенко очень точно поставлен диагноз украинскому обществу: «Мы — статисты духовной пустыни; нас подхватило каким-то грязевым потоком, и несет, и не дает стать собой»; «Нигде нет памяти о борцах. Ларьки с пивом функционируют, а памяти нет».

Горькие и убийственные слова! Они должны заставить отрезветь как угоревших от погони за властью и прибылями власть предержащих, так и простых смертных, равнодушных, зомбируемых и дезориентированных. Часто цитируют Юрия Андруховича: «Мне очень хочется, чтобы наш народ, наконец, победил. Ясное дело — самого себя. Потому что у него нет врага, более сокрушительного, чем он сам». Созвучная с ним и Лина Костенко: «Если бы каждый осознал, что государство это он, то до сих пор у нас уже было бы достойное государство» («Записки самашедшого»). Ну, кто может утверждать, что у нас нет современных мыслителей, людей, которые будут проникаться современными болями украинского общества? Вспомним славной памяти Сергея Крымского, наших интеллектуалов Ивана Дзюбу, Лину Костенко, Евгения Сверстюка, Владимира Панченко, Бориса Гудзяка, которые действительно наряду с Линой Костенко держат линию обороны всего украинского.

Все дело в государственном отношении к гуманитарной политике. Необходимо четко осознать, что лишь пропаганда национальных приоритетов даст плодотворный результат. К сожалению, гуманитарные начинания Виктора Ющенко (сохранение национальной памяти, воспитание национального сознания, отстаивания приоритетности украинского языка как государственного) вряд ли будут развиваться в полную силу. А нужно. И в этом наша задача. Когда-то в 80-х гг. ХІХ в. Борис Гринченко вынес на страницы галицкого журнала «Заря» вопрос о причинах упадка украинской работы в «підросійській» Украине. Одной из причин чего он назвал внутреннюю слабость украинцев, их инертность и безразличие, искание внешнего врага. Не перекликается ли это с нашим временем? Есть ли в каждом украинском доме экземпляры украинских газет и журналов, любим ли мы Украину, по словам Евгения Чикаленко, «до глубины кармана»? А запрос на мыслителей в нашем обществе, бесспорно, есть. Я убеждена в этом. Другое дело, что они неизвестны, то есть «невидимые». И по нашей вине. Вспомним, что и Христа, Мессию, тоже не замечали. Но плоды его деятельности принесли обильные всходы.

Евгения СОХАЦКАЯ, профессор кафедры украинской литературы и компаративистики Каменец-Подольского национального университета имени Ивана Огиенко, председатель Всеукраинского общества Ивана Огиенко
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ