Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«http://www...»

Интернет все чаще используется студентами для написания научных работ
5 июля, 2001 - 00:00

Еще несколько лет тому назад курсовые, дипломы, рефераты писались в библиотеках и сопровождались длинным списком использованных книг, а сейчас все чаще библиография, прилагающаяся к студенческим работам, пестрит символами http://www... Чтобы получить какую-то информацию, необходим свободный компьютер с доступом к Интернету. Легко догадаться, что в Украине это сделать несколько сложней, чем на Западе. Даже в крупнейших киевских вузах компьютеров сравнительно немного, и качество связи оставляет желать лучшего. В Могилянке, например, студенты получают доступ к компьютеру в порядке живой очереди и, по их словам, в дневные «часы пик» ждать приходится долго. Поэтому многие специально приходят в университет вечером, чтобы «посидеть» в Интернете. Кстати, и скорость связи в это время выше. Многие западные студенты имеют собственный компьютер с выходом в Сеть, но и в университетах особых проблем с этим не возникает. Хотя есть и исключения. Хавьер, студент из Бельгии, проходил трехмесячный курс испанского языка в Барселонском университете Попеу Фабра. Ему, как и остальным временным студентам, выдали личный идентификационный код и пароль для доступа к университетским компьютерам, но почему-то ни один из этих паролей не срабатывал. Впрочем, и в этой истории все закончилось хорошо: студент-испанец разрешил Хавьеру воспользоваться своим (работающим) кодом и паролем, и вскоре все временные студенты знали и использовали этот код.

Итак, доступ к компьютеру получен, студент вошел в Интернет. Большинство украинских студентов говорят, что обычно они точно знают, какого рода информация им нужна, и ищут ее с помощью ключевых фраз в поисковых системах вроде www.yandex.ru, www.infocite.com. Интересно, что ни один из них не упомянул об украинских поисковых системах. Трудно сказать, то ли причина этого — в недостатке рекламы, то ли в том, что многие украинские сайты работают несколько медленнее и хуже российских. Некоторые студенты постоянно отслеживают информацию на интересующих их веб-страничках. Например, Юлия, изучающая политологию в НАУКМА, часто просматривает официальные сайты Верховной Рады и ООН. Другой киевский студент-экономист для своей работы по международным корпорациям проводил мониторинг французских сайтов, специализирующихся на коммерческой информации.

Так же, как в библиотеке, зачастую именно та книга, которая тебе позарез нужна, оказывается на руках или вообще утерянной, и в Интернете довольно часто нужный сайт или какая-то его часть может не загружаться по разным техническим причинам или не содержать всех необходимых сведений. Студенты, как в Украине, так и за рубежом, обычно обращаются за помощью к службе технической поддержки веб-страницы, если же это не срабатывает, идут в библиотеку и ищут то, что им нужно, «дедовским» методом — в книгах.

В истории взаимоотношений студентов и Всемирной информационной сети есть еще одна заинтересованная сторона — преподаватели. Одобряют ли они практику использования Интернета в качестве источника информации для курсовых, дипломных работ, рефератов и пр.? Похоже, украинские вузовские преподаватели оказались в этом вопросе более либеральными и «продвинутыми», чем их коллеги на Западе. Украинские студенты не назвали ни одного случая, когда их профессор возражал бы против ссылок на интернетовские источники в студенческой работе. Возражения же, которые выдвигают преподаватели западных вузов, таковы: во-первых, нужный сайт может не открыться или просто уже прекратить свое существование к тому времени, когда преподаватель захочет, скажем, проверить какую-нибудь цитату в работе студента. Во-вторых, «изобретательные» студенты могут просто выдумать название сайта, взять информацию с потолка, а потом сослаться на то, что сайт, очевидно, уже не существует. Наконец, один студент выдвинул смелую гипотезу: многие профессора сами пишут и издают книги, и, естественно, предпочитают, чтобы студенты покупали эти книги и писали работы с их помощью, тем самым внося вклад в доход профессора от продажи его книг.

Может быть, еще одна причина нелюбви преподавателей к студенческим экспедициям в дебри Сети — то, что многие из них в качестве трофея выносят из этих экспедиций не информацию, а готовенькую «под ключ» курсовую или реферат. Например, один из преподавателей Киево-Могилянской Академии получил от студента работу по этнополитике, написанную на английском языке, в которой среди прочего содержались результаты опроса, якобы проведенного автором среди чернокожих студентов в Филадельфии. Пожалуй, в это еще можно было бы поверить, если бы не одно обстоятельство: студент оказался не в состоянии правильно написать по- английски название собственной работы на титульном листе. Легко догадаться, что всю остальную часть курсовой он попросту скачал из Интернета. Большинство опрошенных нами украинских студентов сказали, что знают о существовании подобной практики, и им известны адреса интернет-сайтов, где можно скачать работу на любую тему, однако сами они этого никогда не делали. Не говоря уже о моральных соображениях, предлагаемые на таких сайтах готовые работы чаще всего очень низкого качества. Например, реферат по истории Великобритании в послевоенный период явно был скомпилированный из старых советских учебников и клеймил «загнивающий английский капитализм и колониализм» почем зря. Другая работа — исследование британской образовательной системы, написанная на английском языке — при ближайшем рассмотрении оказалась с множеством грамматических и даже орфографических ошибок. Из опрошенных западных студентов только одна Дорин из Университета графства Суррей знала о подобных сайтах, однако никаких подробностей сообщить не смогла. Предприняв самостоятельное исследование через поисковые системы, мы обнаружили, что специализированных «жульнических» сайтов в англоязычном Интернете либо нет, либо они уж очень хорошо запрятаны. Однако практически все университеты с гордостью выкладывают на своих официальных веб- сайтах работы лучших студентов, которые наверняка можно скопировать и выдать за свои (возможно, именно так поступил уже известный нам киевский студент со своей курсовой по этнополитике).

Появление принципиально нового средства массовой информации — Интернета — вызвало появление новых возможностей, и вместе с тем новых проблем. И, как видим, проблемы и преимущества Всемирной сети примерно одинаковы для студентов во всем мире. Пока профессора и журналисты обсуждают, хороши или плохи те новшества, которые принес в нашу жизнь Интернет, студенты просто пользуются этим новым удобным инструментом для своих исследований и скоро, наверно, трудно будет себе представить, что когда-то люди получали образование, ни разу не сев за компьютер и не набрав «www...»

Роман ЯКУБЕЦ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ