Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Хулиганские версии» — путь в никуда

На 417 журналистов приходится одно правонарушение
4 сентября, 2001 - 00:00

В Одессе найден мертвым оператор местной телекомпании «Браво» 23-летний Олег Черняк. Причины трагедии выясняются, однако, признаков насильственной смерти не обнаружено. Как стало известно агентству Интерфакс-Украина из информированных источников в правоохранительных органах, трагедия произошла 2 сентября, около 21.00, в квартире погибшего. Оператор находился в квартире с друзьями. Родители погибшего — известные в Одессе тележурналисты.

Тем временем в Киеве поздно вечером в прошлую пятницу было совершено нападение на сотрудницу «Нового канала» — режиссера эфира Богдану Кулеш. С травмой головы молодая женщина была госпитализирована в больницу скорой помощи, сообщили в пресс-службе телекомпании «Дню». Сейчас врачи оценивают ее состояние как удовлетворительное. Милиция задержала подозреваемого в избиении сотрудницы, парня 1980 года рождения. Пока что правоохранительные органы разрабатывают версию о нападении из хулиганских побуждений. Судя по тому, что успели поведать об этом случае коллеги Богданы, да и сама она, версия в данном случае выглядит правдоподобной.

Председатель парламентского комитета по вопросам свободы слова и информации Александр Зинченко в конце прошлой недели сообщил, что первый заместитель министра внутренних дел Николай Джига проинформировал его, что с начала года в отношении журналистов в Украине было совершено 72 правонарушения, 30 из которых до сих пор не раскрыты, сообщает Интерфакс-Украина. Н. Джига, по словам А. Зинченко, отметил, что большая часть преступлений против работников СМИ не связана с их профессиональной деятельностью, а квалифицируется, как «хулиганские выходки». Официально членами НСЖУ, по данным этой организации, являются 12 тысяч 29 человек, а всего в стране, по неофициальным данным, приблизительно 30 тысяч журналистов. Одно правонарушение на 417 журналистов. Такой высокий показатель, даже если принять на веру утверждение об «хулиганском происхождении» этих правонарушений, говорит, как минимум, о том, что наше общество незащищено от самого себя. И, можно допустить, что об этом оно так бы и не узнало, если бы жертвами преступлений не стали журналисты.

Прокомментировать «хулиганскую тенденцию» в нападении на журналистов «День» попросил своих экспертов.

Татьяна ЛЕБЕДЕВА , Независимая ассоциация телерадиовещателей:

— Мне кажется, что это попытка силовиков снять с себя ответственность. Единственный путь уменьшить страшное число дел, связанных с профессиональной деятельностью журналиста, — раскрывать эти преступления и говорить об этом откровенно. Всех извещать, как наказаны люди, которые позволяют себе такие вещи. Покуда мы будем скрывать эту статистику, как это было принято в советские времена, маскироваться под другие причины, — цифры будут только возрастать. Запугивание журналистов — это путь в никуда. Если журналисты будут запуганы, то общество не будет знать правду, соответственно оно не сможет развиваться нормальным демократическим путем.

Вячеслав ПИХОВШЕК , «1+1»:

— Думаю, что в данном случае слова Николая Джиги ни о чем не говорят конкретно. Совершение преступлений из хулиганских побуждений является только поверхностным уровнем анализа, потому что хулиганов можно нанять, их можно заинтересовать... На самом деле это объяснение запутывает ситуацию, потому что жертвами хулиганских намерений могут стать многие люди. Если это происходит с журналистами, то МВД поневоле оказывается в ситуации, когда возникает проблема: даже, когда против журналиста совершено преступление по, действительно, хулиганским мотивам, то журналистам в это все труднее и труднее поверить, как в поговорке: «Когда волк приходит, то уже никто не верит, что он пришел».

Игорь ЛУБЧЕНКО , председатель Национального союза журналистов Украины:

— Я не исключаю, что на журналистов нападают так же, как и на рядовых граждан по хулиганским мотивам: у кого-то действительно что-то украли, таких случаев, действительно, много. Но я хочу, чтобы и МВД, и все другие четко различали, где действительно нападение по хулиганским мотивам, а где — месть за журналистскую деятельность. Скажем, в деле О. Мовсесяна в Луганске существует много версий, но перед этим так называемым «хулиганским» нападением к нему была применена сила народным депутатом. Если смотреть в контексте этого, то у меня возникает много сомнений, — не была ли эта драка спровоцирована? Также и с Игорем Александровым — утром человек идет на работу и на него бросаются с битами. Я настаиваю, чтобы в каждом случае милиция докопалась до истины. Если это хулиганский мотив, то пусть находят злоумышленников. Даже если рядового гражданина где-то бьют или у него что-то украли, то ведь это преступление, — преступника необходимо найти и установить истину. Следует добиваться прозрачности во всех этих делах и довести каждое до суда. Мы можем дискутировать, выдвигать свои версии, но истину устанавливают только в суде.

Подготовили Владимир ДЕНИСЕНКО, Александра ЛАВРИНЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ