С оранжевой революцией, первую годовщину которой вчера праздновала Украина, связывалось очень много ожиданий. И не в последнюю очередь — евроинтеграционных. В своей инаугурационной речи Президент Виктор Ющенко неоднократно подчеркивал свои намерения привести государство к членству в Европейском Союзе. Впрочем, интеграционный путь оказался длиннее, чем могло казаться год назад. Почему? На какие результаты саммита Украина — ЕС, который состоится 1 декабря, в итоге может рассчитывать Киев? Как Брюссель оценивает выполнение Украиной своих обязательств, зафиксированных в общем Плане действий? Какими будут результаты упрощения визового режима? Об этом вчера шла речь на круглом столе в редакции «Дня» с Постоянным представителем Европейской Комиссии в Украине Иеном БОУГОМ. Предлагаем вашему вниманию начало разговора с ним. Продолжение читайте в одном из ближайших номеров.
— Сегодня — первая годовщина оранжевой революции. С приходом новой власти связывали много ожиданий. Сейчас, однако, звучит немало критики в сторону украинской власти — в том числе и от западных экспертов. В чем эта критика справедлива, а в чем — нет?
— На новое руководство был возложен такой огромный груз надежд, что было почти невозможно их все удовлетворить. Большинство украинцев, с которыми я общаюсь, говорят, что произошли огромные изменения. Это касается свободы, демократии, работы СМИ, отсутствия страха. Общий фон, на котором происходит политическая жизнь Украины, чрезвычайно изменился. Я думаю, это именно то, чего хотели люди, стоявшие на Майдане. Понятно, что не все, что должно быть сделано, могло быть сделано в эти сроки. Если мы посмотрим на План действий Украина—ЕС, который был принят в феврале этого года, и на исполнение этого плана, то увидим, что обе стороны достигли значительного прогресса.
Наша оценка выполнения Плана действий является позитивной. В некоторых областях мы достигли особенно значительных успехов. В некоторых мы могли бы достичь большего. Но я не думаю, что мы должны очень критически относиться к сегодняшней ситуации из-за того, что не все ожидания оправдались.
— Министр иностранных дел Борис Тарасюк сказал, что в двусторонних отношениях Украина—ЕС нужны более четкие сигналы, такие, как были даны Македонии: она становится кандидатом на членство. Такие сигналы, как данные на днях Боснии и Герцеговине, о начале переговоров, о подписании соглашения об ассоциации. Украина же пока просто сосед...
— Говоря об этом, мы должны принимать во внимание ситуацию в Европейском Союзе и его отношения с соседями. Эти отношения развивались в течение определенного времени, и за несколько лет образовалась такая себе очередь стран. В мае прошлого года к Евросоюзу присоединились десять стран, стоявших в самом начале этой очереди. За ними идут Румыния и Болгария, которые присоединятся к ЕС в 2007 году. За ними — Турция и Хорватия, которые только начали переговоры о вступлении. Затем идут балканские страны, которые, как вы сказали, только начинают двигаться в направлении того уровня, который позволит начать переговоры. Есть еще другие страны, самой большой среди которых является Украина. Можно сказать, Украине «не повезло», что оранжевая революция не произошла пять лет назад. Однако вместо того, чтобы сосредоточиваться на том, что могло или не могло бы быть, нужно помнить о том, что у нас есть Европейская политика соседства, в рамках которой нашим соседям, таким, как Украина, предлагаются очень хорошие перспективы реализации первого шага их европейских надежд. Европейская политика соседства четко предполагает интеграцию таких стран, как Украина, в общие рынки Европейского Союза, более тесные политические отношения и более тесные отношения в сфере внешней политики и политики безопасности. Мы имеем План действий сроком на три года, который возлагает обязательства не только на Украину, но и на ЕС. Если обе стороны выполнят все задачи, поставленные этим документом, Украина реализует огромную часть своей амбициозной программы, она станет намного ближе к Европейскому Союзу. В конечном счете, уровень выполнения Плана действий станет в значительной мере предпосылкой для ведения переговоров о так называемом расширенном соглашении. Переговоры о наполнении этого документа и собственно его подписание должны состояться в марте 2008 года, поскольку именно тогда минует срок действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Как заявляли многие комиссары и президент Еврокомиссии, План действий и Европейская политика соседства не ведут к членству в Европейском Союзе, но в то же время не исключают этого.