Призрак непопулярных реформ, витающий над страной, пока что действует как своеобразное пугало для производителей и для потребителей, следовательно, и для ценовой ситуации на продовольственных и других рынках. Движение инфляционного тренда уже невозможно оставлять без внимания. И в понедельник Президент Украины Виктор Янукович поручил премьер-министру Николаю Азарову разработать план безотлагательных антиинфляционных мер. Премьеру надлежит «до 1 ноября 2010 года проанализировать ситуацию на потребительском рынке, определить причины роста цен на продукты питания сверх возможного влияния сезонного фактора и по результатам разработать план безотлагательных мер, направленных на замедление темпов инфляции». В поручении главы государства речь идет, в первую очередь, о продуктах питания, которые входят в минимальный потребительский бюджет. Их реализация должна обеспечить удержание инфляции в рамках официального годового прогноза.
Но официальные цифры часто, мягко говоря, лукавят, ставя украинских граждан в недоумение: то ли они не умеют экономно вести хозяйство и поэтому денег у них от зарплаты до зарплаты катастрофически не хватает, то ли инфляция на самом деле куда выше, чем об этом рассказывает призванный быть объективным Госкомстат.
Информационное агентство «Наш продукт» два года тому назад инициировало программу потребительских экспертиз, направленную также и на то, чтобы проконтролировать достоверность официальной информации, распространяемой под брендом Госкомстата. Вчера эксперты агентства познакомили журналистов с первыми результатами своего исследования. Длительный потребительский тест «Бюджет питания среднестатистической семьи жителей г. Киева в 2008—2010 гг.» показал, что официальная статистика не дает большинству потребителей внятных ответов на вопрос, почему так быстро дорожает продовольственная корзина. Динамика изменения семейного бюджета за 2008—2010 годы свидетельствует, что цены за это время выросли в два раза. Причем их рост был наибольшим именно на те продукты, которые чаще всего бывают на столе украинцев (кстати, там обязательно присутствует гречка, которую наши статистики почему-то игнорируют). Исследования показали, что в результате бюджет расходов семьи на питание вырос не меньше, чем на 30%.
Как рассказал координатор программы Игорь Каневский, «нам не удалось потратить менее чем 1525 гривен в конце 2008—2009 года, а максимальный бюджет на питание семьи из трех человек был составлен летом этого года и составил 3014 гривен». Причем участники проекта рассчитывали бюджет питания семьи и приобретали в магазинах и на продовольственных рынках только самые простые и привычные для украинцев продукты средней ценовой категории. Составлялось меню на неделю, готовились соответствующие блюда и калькулировалась стоимость одной порции. Причем того количества продуктов, которое предусмотрено действующим по сей день постановлением Кабмина от 14 апреля 2000 года для приготовления блюд, как правило, для питания семьи из трех человек не хватало.
Так появилась идея создать украинский вариант американского индекса Биг-мака — индекс Борща. К сожалению, стоимость одной порции любимого украинцами и в принципе не очень дорогого блюда за время исследования, по словам Каневского, также выросла вдвое. Если два года назад тарелка этого отечественного чуда стоила пять гривен, то теперь десять.
Интенсивно росла его стоимость и за время работы новой власти: если все цены на продовольствие в столице, по данным экспертов «Нашего продукта», выросли на 15%, то на тарелку борща — на 30%.
Может быть, агентство распространяет такие данные не только из любви к потребителям и не слишком доверяя к методикам Госкомстата, но и по каким-то политическим соображениям? Контрольный вопрос «Дня» о том, разделяют ли в «Нашем продукте» оценки главного оппозиционера страны Юлии Тимошенко (по ее данным, инфляция в Украине составляет 58—59%), показал, что это не так. «Вы прекрасно помните, как считали ее (инфляцию. — Авт.), когда был (при Тимошенко. — Авт.) мясной кризис... Я бы достаточно осторожно относился к оценкам, которые дает Юлия Тимошенко», — сказал Каневский.
Кому верить? Интегральные формулы, которые использует Госкомстат при определении своего индекса инфляции, слишком сложны и, пожалуй, недоступны человеку, не знакомому с высшей математикой и статистическими премудростями. Так что инициатива проводить своего рода общественный инфляционный экзит-пол продуктового рынка в виде индекса Борща представляется весьма своевременной и полезной. Во всяком случае, любой сможет сравнить, сколько стоит «борщ от Госкомстата» и каков индекс этого блюда, подсчитанный независимыми экспертами.