Существительное austerity (англ. — «строгая экономия», «самоограничение») признано словом года-2010 по версии американского издательства Merriam-Webster (выпускает старейшие в США энциклопедические и толковые словари английского языка Вэбстер). Похоже, Украине также предстоят годы строгой экономии и самоограничения в семейных бюджетах. Причем минувший, 2010-й, по сравнению с другими и особенно в зеркале официальной статистики выглядит не столь уж плохим. В понедельник на сайте Госслужбы статистики появились данные об инфляции. Последняя, по итогам декабря, ускорилась в Украине до 0,8% по сравнению с 0,3% в ноябре (в ноябре она замедлилась до 0,3% по сравнению 0,5% в октябре, 2,9% — в сентябре и 1,2% — в августе). Зато за весь минувший год рост потребительских цен в стране затормозился до 9,1% против 12,3% в 2009 году. Правительство по этому поводу может торжествовать и писать победные рапорты Международному валютному фонду — осуществлявшаяся совместно с Нацбанком политика административного сдерживания принесла свои плоды и попала прямехонько в яблочко, то есть уложилась в прогнозы специалистов.
Отметим, что однозначный показатель индекса потребительских цен — это просто-таки правительственная мечта, поскольку он позволяет, с одной стороны, добиться существенного роста валового внутреннего продукта, а с другой — свидетельствует о том, что семейные бюджеты пока что не понесли невосполнимые или несовместимые с жизнью потери. Словом, с такой инфляцией, как считают в правительственных и банковских кругах, простым людям жить еще можно.
Но стоит ли повторять, что в нашей жизни все относительно и зависит от «места сидения». В частности, это показали исследования, проведенные накануне нового года. Как оказалось, наиболее ценная — витаминная корзина, теоретически приобретенная украинцами к новогоднему столу, подорожала на треть.
«Это однозначно рекордный уровень цен на овощи и фрукты, который когда-либо отмечался в Украине накануне новогодних праздников», — уверен руководитель проекта «Агрообзор: овощи и фрукты» Андрей Ярмак. По его мнению, сегодня некоторые овощи в Украине уже дороже, чем в Европе. Бывший украинский второй хлеб — картофель сегодня выше уровня конца 2009 года на 60%. А борщевой набор или, другими словами, индекс борща, который заслуживает того, чтобы стать в нашей стране одним из официальных показателей, регулирующих заралаты и пенсии, вырос в 2,5 раза.
Но впереди маячат новые риски и вызовы, связанные с тем, что по прогнозу ФАО — продовольственной организации ООН — мир стоит на грани продовольственного кризиса. Он вызван спросом на продукты питания, который стремительно растет за счет таких развивающихся стран, как Индия и Китай, тогда как предложение продовольствия на мировом рынке от него существенно отстает.
Но первый заместитель директора Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило успокаивает и не советует журналистам в этой связи употреблять такие штампы, как «ценовые шоки, кризис, катастрофа». По его мнению, мировой аграрный рынок является настолько глобальной и диверсифицированной сетью, что «его адаптивность достаточно высока». И все же, поскольку в мире цены на продовольствие будут и дальше расти, Жалило, являющийся также президентом Антикризисного центра, предупреждает, что в этом году мы будем иметь высокую динамику цен на продукты питания.
В то же время, если в стране будет осуществляться эффективная аграрная политика, то, по мнению эксперта, «мы в состоянии получить позитивы от роста мировых цен». При этом он выделяет риски, с которыми может столкнуться в этом году наша страна. Первый — рост внутренних цен, но его можно если и не предотвратить, то минимизировать. Второй, как считает Жалило, состоит в том, «мы банально не сможем воспользоваться ситуацией, и наш потенциал использует кто-то другой, сняв все сливки». Еще один риск аналитик видит в повторении ситуации с высоким спросом на продукцию украинской металлургии, когда происходил экстенсивный рост экспорта, без системной модернизации технологической базы отрасли.
В результате, в кризисном 2008 году, говорит Жалило, мы пережили шоковый удар по национальной экономике. Чтобы не допустить этого в нынешних условиях, нужна целенаправленная реакция на подобные риски.
Призывает «не перегревать эту тему» и директор департамента аграрного рынка Минагрополитики и продовольствия Анатолий Розгон, считая, что от этого будет больше вреда, чем пользы. Он напоминает о трудном решении правительства, направленном на то, чтобы ограничить экспорт зерна, и отмечает, что благодаря этому в стране сохраняются стабильные цены на хлеб. Директор департамента также прогнозирует, что эта стабильность сохранится и в нынешнем году, поскольку «причин для роста цен нет». Решающее влияние на это будет оказывать Аграрный фонд, которому предстоит создать госрезерв зерна в объеме 20% от его потребления в стране, а также сухого молока, сливочного масла, сахара и гречки, не допустить спекуляций на рынке подсолнечника. Уже в феврале Агрофонд приступит к форвардным закупкам.
В то же время, рынки мяса, овощей и фруктов, по мнению экспертов, из-за множества продавцов и покупателей куда хуже поддаются регулированию. По прогнозам, все это будет расти в цене. Но «не выше инфляционных индексов 10%», — отмечает Розгон. В животноводстве будут работать дотации. В крупных хозяйствах государство будет стимулировать рост продукции, а домашним и фермерским будет платить за каждую новую голову. Но механизм этого дела еще сырой, пока только обсуждается. Что касается овощей и фруктов, то тут будет работать поддержка собственного производителя ограничением импорта. Будет ли от этого прок и для кого? Похоже, такая политика не даст ничего, кроме всплеска цен. Но зато проявляется забота о том, чтобы продукцию сада и огорода было где продавать. В бюджете нашлись средства для строительства оптовых рынков. До октября они станут в строй в Киеве, Львове, Донецке, Харькове и Запорожье. Отвечая на вопрос «Дня», Розгон также рассказал о госмерах по хранению фруктов и овощей. Инвестиции в эту отрасль, по словам директора департамента, будут компенсироваться государством. Найдутся ли смельчаки, которые поверят таким обещаниям? Или уже, по взаимной договоренности, нашлись?
Тем временем, чтобы обрезать крылья инфляции-2011, регулятор финансового рынка — Нацбанк — включил «монетарные рычаги» и перевел страну на гривневую диету. Эксперты называют это сталинским методом: мол, нет гривни — нет и инфляции. Но макроэкономисты в таких случаях помнят еще и об опасном навесе, который неоднократно в нашей истории обрушивался. Эта угроза сегодня кроется не только в ситуации на продовольственном рынке, но и в намерениях власти «отпустить» цены на ЖКХ, газ и электроэнергию...