Продавцы говорят, что, благодаря потребительской придирчивости украинцев, отечественные сэконд-хэнды качественно отличаются от своих западных собратьев — перевозчики одежды стараются выбрать за рубежом все самое-самое. Об этом уже знают и в фирмах, складирующих у себя поношенную одежду, проводящих ее первичную дезинфекцию и затем продающих на вес представителям иностранных фирм, заключивших с ними договор
Наверное, нужно иметь ну очень богатое воображение, чтобы представить себе «Красотку» Джулию Робертс примеряющей юбку из магазина «бэушных» вещей. Или, скажем, Дайну Китон, — оценивающей на себе наряды с устойчивым ароматом традиционного средства для дезинфекции поношенного. Тем не менее, если, конечно, верить специализированному сайту second- hand-all.ru — это факт. Притом не из разряда экстраординарных. В многочисленных интервью не скрывала своего пристрастия к сэконд-хэндовским нарядам и Барбара Стрейзанд, а эксцентричная Жанна Агузарова — и подавно...
Зато рядовые украинцы в данном случае проявляют повышенную скрытность и подозрительность. В чем легко убедиться, предприняв попытку разговорить посетителей «бутика» под мостом, что возле столичной станции метро «Шулявская». Одна из посетительниц и вовсе ударилась в немыслимую панику, вообразив себе, с каким укором встретят ее коллеги, разузнав о месторасположении излюбленного ею магазина. Предотвратили надвигавшуюся истерику разве что откровения продавцов — они раскрыли тайну, что именно здесь неоднократно были замечены жены высокопоставленных чиновников, академиков и даже пресловутые «новые украинцы». Последние, рассказывают сотрудники рынка, приходят в дикий восторг, обнаружив в одежной свалке, скажем, пиджак от Кардена или галстук от Армани.
Правда, из тех 60% соотечественников, которые, согласно различным опросам, время от времени отовариваются в сэконд-хендах, удельный вес богатых все же невелик. В основном это действительно те 52% украинцев, которым, следуя опросу, проведенному Институтом социологии НАНУ, не хватает денег на покупку одежды и обуви. «Если здесь я могу максимум за 100 гривен качественно одеться с ног до головы, то та же китайская одежда обойдется в 10 раз дороже и носиться будет всего несколько месяцев», — говорит посетительница рынка, естественно, не пожелавшая представляться. По сей день вспоминает директор ООО «Укриордан» Ахмед Галиб, как несколько лет назад устроил глобальную новогоднюю распродажу для пожилых. Восторги покупателей, пополнивших свой гардероб вещами за 1 — 2 гривны, закончились тем, что 31 декабря на прилавке обнаружились несколько бутылок шампанского, варенье и прочие вкусности.
Посему вполне понятно, почему слух о том, что не сегодня — завтра «сэкондов» может не стать, стал поистине громом среди ясного неба. Без преувеличения, пожилые люди тут же разделились на два лагеря — радикальный и переживающий. Первые грозились устраивать демонстративные голодовки и пикетировать мэрию, а вторые — уже начинали пить капли. Инициировало же идею закрытия «сэкондов» Минпромполитики, при этом аргументов у них было как минимум три. Во- первых: куда лучше вновь вернуться к комиссионным магазинам, как это сделали недавно в Литве и в начале 90-х в Испании, нежели культивировать одежные свалки. Это превратит нынешние «сэконды» в контролируемые, обустроенные для покупателей и менее опасные с точки зрения инфекции торговые точки. К примеру, по данным Главного киевского управления по вопросам защиты прав потребителя, в 2002 году из всех проверенных рынков б/у одежды Деснянского, Шевченковского, Соломенского и Подольского районов не нашлось ни одного, где бы не зафиксировали нарушения. Как правило, товар не имеет никакой информации о производителе и данных о потребительских свойствах. Кроме того, отсутствует его учет, что также несколько смущает с точки зрения правил торговли. И наконец, гласит резюме, предоставленное управлением, выводы государственной санитарно-гигиенической экспертизы относительно продаваемого товара сделаны довольно давно. И самое главное — они никак не применимы к данному товару, поскольку в случае с «сэкондом» партии очень велики и быстротечны. Много вопросов у Управления по вопросам защиты прав потребителей возникло и к документации, которая, как известно, оформляется на килограмм веса, а сама одежда продается поштучно.
Следующий аргумент Минпрома — в защиту отечественного производителя. Дескать, повышенный интерес к «бэушной», пусть и качественной одежде, душит украинскую легкую промышленность. Правда, в данном случае следует уточнить: взаимоотношения украинского потребителя со «своей» одеждой более чем интересны. Продавцы говорят, что лейб «made in Ukraine» нередко можно встретить на вещах, привезенных из Германии или Великобритании. Но естественно, в этом случае украинец получает уже «проверенный» западными модниками и модницами родной товар.
И наконец, третья и последняя причина, почему «сэкондов» в Украине быть не должно. Оказывается, тряпичный мусор у нас почти невозможно утилизировать — мощности «Укрвторсырья» не хватает на разрастающуюся индустрию «вторые руки».
А она действительно в последнее время порядком повзрослела и окрепла. Если сперва не попавшая на место назначения «гуманитарка» оседала в полуподвальных помещениях, и от этих «магазинов» попахивало чем- то внезаконным и предосудительным, то ныне ситуация в корне изменилась. Угрюмые свалки мешков превратились во вполне благородные стеллажи, большинство одежды обзавелось ценниками, и в магазинах появилось даже подобие примерочных. Количество сэконд-хендов в Украине возросло приблизительно вдвое. Почему приблизительно — да потому, что официальной статистики на этот счет до сих пор не имеется ни в одном ведомстве. В управлении предпринимательства Киевской городской администрации говорят, что не имеют права каким-либо образом вмешиваться в деятельность закрепленных за санкционированными рынками и частными предпринимателями магазинов «бэушной» одежды.
Зато существуют иные данные относительно «сэкондов». К примеру, известно, что только в столице они обеспечили 10 тысяч новых рабочих мест и составляют 7% от ВВП Украины. Очевидно, эти цифры не имели бы ничего общего с действительностью, не будь у украинцев спроса на «одежду из Европы». И хотя покупатели таких «бутиков» продолжают проявлять застенчивость, продавцы утверждают, что за последние годы изменение в их сознании все же произошло. Но примечательно даже не это, а то, что неутешительные показатели доходов украинцев абсолютно не повлияли на их стремление к стильности и качеству того, что они одевают. Порой доходит почти до курьезов, рассказывает А. Галиб. Полтора месяца не могли продать за 2 гривны абсолютно новые и модные сапоги из Канады. Как вы думаете, почему? Оказывается, были они из дерматина. Аналогичная ситуация и с итальянскими туфлями за 5 гривен, имеющими при себе даже фирменную коробочку.
Продавцы говорят, что благодаря потребительской придирчивости украинцев, отечественные сэконд-хэнды качественно отличаются от своих западных собратьев — перевозчики одежды стараются выбрать за рубежом все самое-самое. Об этом уже знают и в фирмах, складирующих у себя поношенную одежду, проводящих ее первичную дезинфекцию и затем продающих на вес представителям иностранных фирм, заключивших с ними договор. Впрочем, не секрет, что 15% вещей идет сразу же в утиль из-за изношенности и дефективности; еще 10 — 15% раздается в виде благотворительной помощи детским домам и интернатам. Оставшиеся несортированные вещи (как здесь принято говорить, оригинал) продают от 35 центов за килограмм. Беспрерывные и многочисленные поставки на Западе организованы по принципу поощрения. Разумеется, не без того, что кто-то решает отдать часть своего гардероба по зову души или просто не хочет держать дома ненужное. Но все же, львиная доля получаемой в том числе и украинцами одежды, отдается за скидку. Сдал, например, 10 килограммов своих нарядов — получил 20 — 30% «фору» в мебельном или книжном магазине. Забирая товар, фирмы-перевозчики еще раз его дезинфицируют и только потом распространяют по профильным ЧП. Говорят, что к ним не поступило ни одной жалобы, даже связанной с аллергией на приобретенный товар.
Однако санэпидслужбы не устают повторять, что береженого Бог бережет. Дезинфекция дезинфекцией, но сортировка нередко производится прямо на полу, а, кроме того, хранится привезенный «сэконд» в картонных коробках, что, с точки зрения санитарии, недопустимо. Тем не менее, дабы рассмотреть плюсы таких заведений, не стоит особенно и напрягаться. Наблюдения показывают, что встретить эксклюзивно одетого горожанина или жителя села, куда в последнее время также приехали сэконд-хэнды, уже получается чаще. Скудная пенсия сегодня, как ни крути, не позволяет обновить то, что было куплено как минимум двадцать лет назад. А ассортимент магазинов в областных центрах бедноват, чтобы удовлетворить экстраоригинальные запросы молодежи. Отсюда и следует, что примета кризисности в виде обилия «сэкондов» (именно так их часто характеризуют) сегодня, как ни парадоксально, и является способом преодоления этого самого кризиса.