Как уже сообщал «День», на очередном судебном заседании 15 октября бывший глава украинского «Градобанка» Виктор Жердицкий заявил, что обвинения в растрате четырех миллионов немецких марок в середине девяностых надуманы и сфальсифицированы. «За банкротство «Градобанка», который должен был в то время выплатить 86 миллионов марок жертвам нацизма на Украине, несет ответственность организованная группа высокопоставленных украинских чиновников и так называемых олигархов», — объяснил суду народный депутат Украины. Тот факт, что он оказался на скамье подсудимых, Жердицкий объясняет тем, что его преследуют за оппозиционные взгляды на Украине.
«Заявления о преследовании по политическим мотивам стало в Украине для различного рода мошенников своеобразным алиби, ширмой, с помощью которой они пытаются покрыть свои уголовные преступления», — сказал «Дню» политолог Владимир Малинкович, комментируя заявление В. Жердицкого. «Ни для кого не является секретом то, что эти новоявленные политические «диссиденты» (каковыми они себя считают) занимались крупным бизнесом, делали деньги во времена переходной экономики, когда накопить огромные капиталы возможно было, мягко говоря, не очень честным образом», — продолжает политолог. В. Малинкович не отрицает существование того факта, что одни, по его выражению, «не честные на руку люди» находятся «в фаворе» у действующей власти, а другие такой «чести» не удостоены, тем не менее, уверен он, последних преследуют не за это. «К примеру, несмотря на то, что в Украине свобода средств массовой информации понятие довольно формальное, некоторые журналисты все же не боятся писать острые оппозиционные материалы, тем не менее, к уголовной ответственности за это их никто не привлекает. В чем же выражалась оппозиционность господина Жердицкого, мне совершенно непонятно», — говорит политолог. К сожалению, по словам В. Малинковича, люди, подобные В. Жердицкому, заявлениями о политических преследованиях зачастую стараются прикрыть свои «грехи». А это, в свою очередь, дискредитирует, приводит к инфляции самого понятия «оппозиция» и негативизации его в сознании людей.
Политолог Владимир Полохало считает, что «оппозиционность» Жердицкого заключается в том, что он был «вытеснен из борьбы за перераспределение власти и собственности» и очень этим обижен. Кстати, напомним, что с мая 1998 года по июнь 1999 года Виктор Жердицкий был членом фракции НДП, которая никогда не была «дисидентом» в парламенте. Некоторые СМИ также связывают деятельность Жердицкого с партией «Реформы и порядок», правда, последняя оспаривает это мнение в судебном порядке.
Следует отметить, что каким-то удивительным образом «оппозиционерами, преследуемыми властью» в Украине становятся все, кто был уличен в крупных финансовых и экономических преступлениях. Достаточно вспомнить экс-премьера Павла Лазаренко, аргументацию которого на суде в Соединенных Штатах практически дословно повторил и Жердицкий, и экс-вице-премьера Юлию Тимошенко, которая сразу же после возбуждения против нее уголовного дела возглавила Форум нацспасения. Логика событий подсказывает ожидать от каждого нового обвиняемого или подозреваемого заявлений об его оппозиционности к действующей власти, которая, собственно, и стала причиной судебного «наезда» на «невинного» человека. Проблема только в том, что подобная практика в виду своей частой использованности уже не срабатывает, и общество давно уже перестало жалеть «преследуемых властью» расхитителей.
Кстати, очень поучительный эпизод случился с заявлением бывшего и.о. главы НАК «Нефтегаз Украины» Игоря Диденко, проходящего по делу, как соучастник. Он заявил, что глубоко сомневается в объективности немецкого следствия и полиции. На это, как сообщает Uatoday.net с сылкой на «Немецкую волну», «председательствующий судья ответил, что мы не в Украине, чтобы сомневаться в законности деятельности правоохранительных органов».