Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Интернет под колпаком

16 июля, 1999 - 00:00

Когда государство долгие годы тщательно поддерживается в режиме «переходной экономики» и, соответственно, совершенно временщически управляется — то нравы субъектов власти всех эшелонов — от низшего до высшего — сильно деградируют. И очень быстро наступает момент, когда такие словосочетания, как «права человека», «Конституция» или «естественное право» вызывают или грустное покачивание головой, или истерический хохот — в зависимости от того, к кому обращены.

В нормальных странах этот процесс развращения власти приводит к революциям. (О, нет-нет, не то, что вы подумали: я по большей части имел в виду как раз революции бархатные да технологические. Хотя… Но нет, нет!..)

В ненормальных… Но не будем о грустном.

МАША И ГАРАНТ

Я имею высокое счастье жить здесь 37 лет и никогда не значился ни в списке видных политиков, ни в числе смертельно опасных для государственности персон. Но за последние 10 лет я не получил по почте ни одного невскрытого письма. Безусловно, я понимал, что это — никакие не спецслужбы, а по крайности тетя Маша ищет в конверте гривну (рубль, доллар — в зависимости от обратного адреса). Мне так все время и объясняли: конверт, мол, был негабаритный (лежал с краю пачки; истерся в прах в процессе транспортировки; саморасклеился от жары, после чего небрежно самозаклеился от холода — возможны варианты).

Но менее гадко от этого не становилось. Потому что в отличие от тети Маши, я имел глупость неоднократно читать местную Конституцию. А там черным по белому было написано, что Государство, чиновником коего помянутая тетя состоит, гарантирует мне тайну переписки. Выходило так, что плевала тетя на Государство, как только хотела.

Но с тети Маши что взять? Конституции она, как уже упоминалось, не читала; о факте присоединения Украины к странам, подписавшим Всеобщую декларацию прав человека, представления не имеет. И существует ли она (тетя) вообще — никому доподлинно не известно.

А когда выяснилось, что помянутая виртуальная тетя являет собой только последнее звено в длинной технологической цепочке, при помощи которой родное Отечество с незапамятных времен, мягко говоря, убеждается в отсутствии пластиковых бомб в почтовых отправлениях — я, например, просто перешел на почту электронную, т.н. «E-mail». Тем более, что все большая доля почты в последние годы распространяется в электронном виде, и почтовый адрес в Интеренет имеет каждая уважающая себя организация.

Так что с почтальонши взятки гладки.

Но вот когда Гарант Конституции за сутки до истечения «Переходных положений» подписывает Указ, согласно которому во всей стране (при внешне совершенно безоблачном небе) внедряется режим тотальной перлюстрации — тут уж, право, не знаешь, что и сказать. Потому что с одной стороны в «Переходных положениях» нигде не записано, что Указы Президента могут нарушать основные нормы Конституции. А с другой — перлюстрационные товарищи так рванулись выполнять Указ еще до вступления его в силу — что в серьезности намерений сомнений не осталось.

КОЛПАК С КОММЕНТАРИЯМИ

А так, сразу — и не скажешь. Умеют у нас Указы называть таким образом, что черта с два будущий аналитик раскопает по ключевым словам в заголовке. Например: «Про лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности». Читаем.

«С целью защиты интересов государства в сфере связи… постановляю:

1. Определить, что деятельность, связанная с предоставлением услуг по передаче данных в сетях связи общего пользования, может осуществляться только при наличии лицензии, которая выдается в порядке, установленном законодательством.

2. Определить, что одним из лицензионных условий предоставления услуг телефонной связи (кроме ведомственных объектов), услуг по передаче данных в сетях связи общего пользования и технического обслуживания сетей теле-, радио- и проводного вещания в пределах промышленной эксплуатации есть укомплектование субъектом предпринимательской деятельности — оператором связи системы связи, функционирование которой он

обеспечивает, специальными техническими средствами для снятия информации с каналов связи .

3. Поручить Кабинету Министров Украины предоставить официальные разъяснения касательно этого Указа.

Президент Украины Л. КУЧМА. Г. Киев, 27 июня 1999 года. №737/99

Стиль, как видите, несколько суховат, и, как всегда, возможны десятки толкований, так что авторство — вне подозрений. Неувязочка вышла только с поручением Кабмину: на самом деле еще не понятно, кто кому «поручил». Вернее — кто кому в последний, «пожарный» день подсунул на подпись. Потому что соответствующая реакция Кабмина в лице служебной записки заведующего отделом информационных систем В. Фурашева Министру Кабинета Министров А. Толстоухову датирована, как это ни парадоксально, более чем полумесяцем ранее: 09.06.1999 года. И тут уж всплывает на поверхность совершенная конкретика.

«Стремительное распространение компьютерной сети «INTERNET» в Украине, — горько жалуется товарищ Фурашев господину Толстоухову, — в условиях отсутствия действующих законодательных и нормативных документов в этой сфере деятельности вызывает глубокое беспокойство. Хаотическое, неконтролируемое распределение информационных ресурсов; отсутствие четкой системы присвоения адресов доменов, в частности для органов исполнительной власти; отсутствие ответственности за информацию, которая распространяется украинскими провайдерами и пользователями этой компьютерной сети; нечеткость финансовых аспектов использования имеющихся каналов связи; исключение из Закона Украины «Про предпринимательство» процедуры лицензирования использования и эксплуатации сетей передачи данных требует немедленного вмешательства в эти процессы соответствующих государственных органов..»

Далее глубоко обеспокоенный Фурашев отмечает, что соответствующим Указом Президента «Про некоторые меры по защите интересов государства в информационной сфере» и Программой деятельности Кабинета Министров Украины уже предусмотрена разработка 9 (девяти!!) законопроектов, которые зарегулируют эту сферу деятельности до полной непрозрачности. Но так как они еще не приняты, а зарегулировать хочется уже, то товарищ Фурашев предлагает «немедленно заняться решением указанных вопросов» «заинтересованным органам» центральной исполнительной власти и двум профильным комитетам.

Не следует думать, что «заинтересованные органы» остались безучастны. Как всегда в таких случаях, президентский указ плюс фурашевская обеспокоенность были истолкованы в самом клиническом варианте, с точки зрения закона, и в самом непосредственном — с точки зрения бизнеса. Несмотря на то, что Указ еще не вступил в силу, по состоянию на конец первой декады июля на провайдеров Интернет — от центра и до самых до окраин — совершили форменное нашествие местные представители СБУ. В руках у представителей имелись папочки, где лежали предложения о закупке спецоборудования в «почтовом ящике» с киевским адресом. Провайдерам предлагалось немедленно выложить по $20 тысяч за оборудование, провести его установку и обеспечить выделенный канал связи с представителями «Компетентных органов» — опять-таки за счет самих же провайдеров. И если в центре товарищи в штатском вежливо ссылались на президентский Указ, то в регионах откровенно объясняли, что у некоторых категорий бюджетников очень туго с зарплатой…

Как говорили римляне в запутанных случаях: «Ищи, кому выгодно». С чисто практической стороны государственный механизм в очередной раз сработал на собственный карман. Схема — классическая. Как только некая сфера выходит из зачаточного состояния без помощи государства, то есть в ней начинают обращаться различимые деньги — тут-то государство ее и «лицензирует», то есть обкладывает дополнительным налогом. Причем ставка этого дополнительного налога такова, что мелкие игроки на указанном рынке (уровня частных и малых предприятий) моментально тонут; крупные — получают клиентуру разорившихся мелких, и образуется нечто вроде монопольки с десятком жирных игроков при существенном влиянии государства. Влиянии тем большем, чем в большей степени правящая коалиция вынуждает «жирных котов» (жирных по местным меркам!) нарушить международное и местное законодательство, что может быть использовано государственными же органами в любой момент в случае «неповиновения». Заодно в принудительном порядке находятся потребители спецоборудования, которое просто так, в здравом уме и в доброй памяти, никто бы не купил. В результате правящая коалиция подгребает под себя еще один источник кормления, обеспечивая занятость безгранично раздувающемуся аппарату госслужащих.

ЗАБУДЬТЕ О ТАЙНЕ ПЕРЕПИСКИ

Однако в данном случае тема существенно осложнена нарушениями внутреннего и международного законодательства. Основная проблема в том, что львиную долю трафика сети Интернет составляет электронная почта — E-mail. А применение «спецоборудования» предоставляет «товарищам в штатском» возможность получить не только адрес отправителя и адрес получателя, но и содержание любого письма. Причем «возможность» — это мягко сказано: собственно, вся масса переписки будет гарантировано дублироваться на компьютеры сотрудников СБУ. А они уж будут поступать с этими письмами далее так, как диктует им их государственный долг и гражданская совесть…

Анализировать, однако, предполагается не только собственно почту. Контролю будет подвержен и весь он- лайновый контент, включая статистику ваших обращений к интернет-сайтам (информационным узлам), равно как и информация с этих узлов загруженная. Родная держава теперь будет точно знать, когда вы обратились к интернет-узлу Верховной Рады, чтобы «скачать» свежий пресс-релиз, а когда «залезли» на гавайский порносайт. И какие именно картинки и тексты (и на порносайте, и в Верховной Раде) Вам пришлись по душе.

Остается напомнить те немногие и незначительные законодательные акты, о существовании которых в момент подписания Указа N 737/99 Президент то ли забыл, то ли вообще не догадывался. Это статьи 3 и 15 Конституции Украины (в последнем случае так и сказано: «Цензура запрещена»!); статья 31 той же Конституции («Каждому гарантируется тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции. Исключения могут быть установлены только судом…»); статья 12 Всеобщей декларации прав человека («Никто не может подвергаться произвольному вмешательству… в тайну его корреспонденции»); статьи 8 и 10 Европейской конвенции по правам человека, ратифицированной Законом ВС N 475/97-ВР от 17.07.97; ст. 17 и 18 Международного Пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Постановлением ВС 582-12 от 25.12.90; Статья 9 аб. 2, статья 23 (Забороняється збирання відомостей про особу без її попередньої згоди, за винятком випадків, передбачених законом), ст. 31 и 37 (аб. 5), 38, 44, 50 (аб.2) Закона Украины про информацию… И скорее всего, это еще далеко не все.

Нарушение указанного букета международно-признанных положений говорит как о состоянии нравов в «верхах», так и о современной украинской трактовке понятия «патриотизм», поскольку все подобные решения выпускаются не иначе как «З метою захисту інтересів держави». Держава постулируется как карман; надо понимать, что все патриотические порывы выходят из того же. Иначе могло бы быть, если бы деятели, выпускающие указы и трактовки, достаточно смыслили в «регулируемом» вопросе.

Увы! На основании процитированного письма г-на Фурашева такого вывода сделать нельзя. Из этого письма виден не только тот прискорбный факт, что Заведующий отделом информационных систем Кабмина не понимает общефилософской сути феномена Интернет как свободной, нерегулируемой и неподконтрольной международной сети обмена данными, но и то, что он не в ладах даже с конкретными техническими деталями.

Иначе бы он знал, что четкая система присвоения доменных адресов существует и физически основывается на работе международного комитета RIPЕ, а идеологически — на присвоении соответствующих региональных либо специализационных префиксов в интернет-адресе (например, gov — для правительственных, mil — для военных, com — для коммерческих учреждений). Иначе бы он понимал, что провайдеры не могут нести ответственность за проходящий информационный трафик. Иначе бы он осознавал, что «негайне втручання в ці процеси відповідних державних органів» приведет не к улучшению ситуации, а к банкротству мелких провайдеров (для которых $20 тысяч — невиданная сумма), сворачиванию Интернет в Украине и к дальнейшему отставанию местных информационных структур (которые и без того развиваются черепашьим шагом) от международного уровня.

Но товарищ Фурашев, насколько нам известно, — специалист в области авиации. Так что ни к чему ему читать специальную литературу: на таком государственном посту достаточно, очевидно, и голого патриотизма.

РАДУЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Какое развитие событий можно прогнозировать, если в ВС не найдется специалиста, понимающего всю цепочку последствий принятия Указа № 737/99?

В некоторых пост-тоталитарных странах — России, к примеру, контроль трафика Интернет был навязан провайдерам схожими методами. Но имеются и отличия: как правило, это делается за счет госбюджета, а не за счет провайдера, и не у каждого провайдера, а на магистральных каналах, то есть на немногочисленных предприятиях, обеспечивающих провайдерам предоставление каналов связи. Короче говоря, в применении к украинской ситуации: хотите плевать на собственную Конституцию и читать чужие письма — ну, посадите спецотдел в Укртелеком, с одним комплектом оборудования на всю ширину канала, и не морочьте голову представителям конечного сервиса…

Увы: такая ситуация для украинского чиновника неприемлема, потому что оборудование придется покупать за свои деньги, и только один раз. Согласно Указу же установка спецоборудования есть непременное условие получения лицензии. Значит, каждый предприниматель, который захочет заняться предоставлением интернет-сервиса, будет платить, и один и тот же информационный трафик будет анализироваться многократно на различных этапах (потому что более мелкие провайдеры арендуют часть каналов связи у более крупных). Понятно, что так как структура провайдеров есть структура разветвленная, то банкротство самых мелких не спасет от соответствующего расширения отделов, занимающихся анализом трафика (перлюстрацией писем, проще говоря) в компетентных органах. Всем им надо будет платить зарплату: чувствуете?..

А учитывая, что уже сейчас самые честные провайдеры рекомендуют корпоративным и частным пользователям «закрывать» критическую почту шифрами с «открытым ключом» длиной 128 бит и более — то факт, что Органам вскоре понадобится и гораздо более мощное оборудование… Видите ли, способ шифрования «открытым ключом» с кодом достаточно большой длины настолько надежен, что мейнфреймам и компьютерным сетям спецслужб придется по несколько недель «напрягаться» над каждым потенциально интересующим их зашифрованным электронным отправлением. И за счет кого они будут покупать новое дорогостоящее оборудование, чтобы справиться с этой напастью? Правильно, за счет провайдеров да пользователей. Либо будет инициирован Закон о запрете использования программ шифрования, чем еще раз будет продемонстрировано, во что украинское чиновничество ставит Права человека и Конституцию…

Непонятно только, как Украина будет вступать в европейские структуры и получать стабилизационные кредиты на фоне разрастающегося информационного террора внутри страны? Бизнес—бизнесом, монополии—монополиями, а лицо-то все-таки соблюдать надо?

А то как бы наряду с шестым местом на пьедестале мировых гонителей прессы наш Президент не получил какого-нибудь достойного места в списке нарушителей прав человека. Крайне обидно будет. Понеже мы все-таки государство демократическое. Пусть не по факту, так хоть по Конституции...

КСТАТИ

Вчера фракция «Реформы — Конгресс» заявила, что парламент должен срочно рассмотреть и отклонить указ Президента «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности», обязывающих операторов связи приобретать спецсредства для снятия информации, сообщает Интерфакс-Украина.

Фракция усматривает в этом нарушение Конституции и прав человека и убеждена в опасности попыток контролировать доступ к сети Интернет — каждый пользователь Интернета сможет оказаться «под колпаком спецслужбы», опасаются депутаты.

Юрий РАДЧЕНКО, журналист, специалист в области Интернета и виртуальной реальности
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ